“Наверно, в России не найдётся ни одного человека, который мог бы сказать о том, что у нас отличные дороги.”
Игорь Руденский: «К развитию инфраструктуры надо привлекать бизнес»
Государственная Дума РФ приняла закон, который призван привлечь крупный бизнес к реализации масштабных инфраструктурных проектов. О содержании этого законодательного акта нашему корреспонденту рассказал депутат Государственной Думы РФ, председатель комитета ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.
– Игорь Николаевич, в конце апреля Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон №38−ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и статью 16 Федерального закона “О Государственной компании «Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Хотелось бы узнать, на что направлен данный законопроект.
– Тема транспортной инфраструктуры и наших российских дорог становится притчей во языцех. Наверно, в России не найдётся ни одного человека, который мог бы сказать о том, что у нас отличные дороги. Хотя, казалось бы, и строим, и реконструируем их постоянно. Но качество наших магистралей, даже федеральных, оставляет желать лучшего.
Как сегодня строятся дороги? Государство в лице Правительства РФ, субъекта Федерации, муниципалитета вкладывает в транспортную инфраструктуру бюджетные деньги. Выигрывают тендер на ремонт или прокладку новой трассы компании и фирмы, которые предлагают минимальные затраты и сроки исполнения работ. Рассчитывать на то, что
Самым эффективным способом развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день представляется переход дорожной отрасли на так называемые комплексные контракты. По ним подрядчик сначала прокладывает дорогу за счёт собственных и привлечённых средств, затем он от 10 до 30 лет должен отвечать за её состояние. В свою очередь, государство оплачивает его работу равными платежами в течение срока действия договора. Но, к сожалению, в нашем российском законодательстве до последнего времени не были предусмотрены комплексные контракты в сфере дорожного строительства.
Анализ законодательства Российской Федерации и сложившейся практики реализации проектов транспортной инфраструктуры показал, что для обеспечения возможности заключения контрактов жизненного цикла нет необходимости принимать отдельный федеральный закон.
– То есть выбран путь внесения поправок в действующие законы?
– Да, поскольку долгосрочные контракты имеют комплексный характер, необходимы были изменения законодательства. Нужно было объединить отдельные виды деятельности, имеющие самостоятельный характер, в единый жизненный цикл с характеристикой его длительности, определяемой календарной датой, истечением периода времени или событием, которое должно наступить.
В качестве основополагающего акта, опираясь на который можно заключить комплексный контракт, был взят Закон «О концессионных соглашениях» с внесением в него изменений. Внесённые поправки предусматривают право публичной стороны (концедента) принимать на себя обязательства по возмещению концессионеру расходов, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объекта концессионного соглашения. По сути дела, это означает расширение формы
“Самым эффективным способом развития транспортной инфраструктуры представляется переход дорожной отрасли на так называемые комплексные контракты.”
Фактически речь идёт о своего рода гарантиях со стороны государства. С одной стороны, государство, а это может быть, как я уже говорил, и Правительство РФ, и орган государственной власти субъекта РФ, и орган местного самоуправления, в зависимости от принадлежности объекта, берёт на себя гарантии возврата привлекаемого инвестором финансирования или его собственных средств, используемых для создания и содержания объекта комплексного контракта. С другой стороны, ответственность концессионера будет гарантироваться предусмотренными законом о концессиях способами: безотзывной банковской гарантией, залогом прав по банковскому вкладу или депозиту, страхованием риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению. Все эти юридические нормы и потребовали внесения определённых изменений и дополнений в отдельные законодательные акты: в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и статью 16 Федерального закона «О Государственной компании “Российские автомобильные дороги”» и ряд других.
– А какие выгоды от принятия изменений в данные законопроекты, от перехода дорожной отрасли на комплексные контракты, получат рядовые потребители дорожных услуг, то есть все мы?
– Мы все хотим ездить по хорошим дорогам. А для этого мало построить хорошую магистраль, она должна еще и стать надёжным объектом инфраструктуры, за которым обеспечивается надлежащее содержание и обслуживание. Поэтому заключение концессионных соглашений, которые предусматривают создание или реконструкцию объектов с последующей их эксплуатацией, а это взимание арендной платы, текущий и капитальный ремонт, само содержание объекта, обеспечит снижение стоимости создания объекта за счёт применения инвестором наиболее эффективных технологий и материалов, повышения качества строительства. Ведь в случае возникновения дефектов или неполадок концессионер вынужден будет выполнять ремонтные работы за свой счёт или выплачивать неустойку. А в выигрыше от этого распределения баланса прав и обязанностей между государственными структурами – заказчиками
“Благодаря ГЧП обеспечивается лучшее качество инфраструктуры по сравнению с бюджетными инвестициями.”
– Вы сказали, что благодаря изменениям, внесённым в обозначенные законопроекты, расширяются формы
– ГЧП является наилучшим способом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Мировой опыт применения
Третья причина – новые технологии. С точки зрения мотивации бюджетные инвестиции нацелены не на применение при строительстве или при эксплуатации инновационных технологий, а исключительно на уменьшение стоимости посредством снижения цены контракта, которая выставляется на конкурсе. При этом технологии, которые могли бы применяться, но представляются новыми с точки зрения подрядчика, который нацелен просто на освоение бюджетных средств, никому не нужны. И заказчику бюджетных инвестиций такие применительно к техзаданию инновационные технологии тоже не нужны. Потому что это не соответствует той мотивации, которую бюджетные заказчики ставят перед собой, – при оптимальной сумме получения бюджетных средств максимально снизить стоимость строительства и сроки.
ПР
Главная тема
- ГЧП – локомотив на путях железных дорог
- ГЧП в России: точечные проекты или масштабные институты
- Игорь Руденский: «К развитию инфраструктуры надо привлекать бизнес»
-
Александр Баженов:
«Государственно-частное партнёрство – единственный механизм развития Дальнего Востока» - Наталья Ларионова: «Партнёрство, как брак: может быть только по обоюдному согласию»
- Закон о ГЧП откроет новые возможности для инвестиций
- Игорь Вдовин: «Инвестору нужны понятные правила партнёрства»
- V международный форум «День инвестора в Самарской области – 2012»
- Александр Ерофеев: «Нормативная база защиты прав инвестора – основное условие развития ГЧП»
-
Бизнес-дневники/Главная тема - Круглый стол в рамках программы EMBA «Инновационный менеджмент и управление энергетическим бизнесом» НИУ ВШЭ ИКМ
- Бизнес-дневники: Важное, интересное и главное
Мониторинг
- Индекс деловой среды в июне. Ситуация улучшается?
-
Андрей Гольцблат: Обзор законодательства
за май-июнь 2012 г. - Новые реалии в условиях Единого экономического пространства
- Франция вручила награду Президенту РСПП Александру Шохину
-
Бизнес-дневники / Мониторинг
Бизнес и общество
- Георгий Франгулян: «Я всю жизнь сражаюсь»
- Александр Добровинский: Трупные клещи социальных сетей
- Оксана Гарнаева: Летопись семейного приюта «Подберёзовики». Трудно ли быть мамой?
-
Бизнес-дневники / Общество - Александр Костюк: И снова о футболе.Милость к падшим
Финансы, рынки, компании
- Позиционирование первого лица розничного услугового бизнеса
- Майкл Тэй: «Наводить мосты – хорошее дело»
- Алексей Булавин: «В негосударственный пенсионный сектор пришла конкуренция»
- Не надо бояться сломать привычное и попробовать новое
-
Бизнес-дневники / Финансы
Отрасль
- Информационные технологии: на пороге перемен
-
Иван Родионов: «“Сладкого”
ИТ-бизнеса сегодня в России нет» - Артём Кудрявцев: «Региональному рынку ШПД необходима особая модель конкуренции»
- Сергей Мацоцкий: «В ближайшие годы произойдут колоссальные изменения»
- Сергей Мытенков: Всегда актуальное направление
- Арман Гукасян: «Главное – возможность реализовать себя»
-
Бизнес-дневники / Отрасль