голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Июль/Август 2012 / Отрасль

Информационные технологии: на пороге перемен

Одним из основных направлений работы нового правительства должно стать последовательное внедрение информационных технологий. В последнее время
эта тема была одной из самых непростых для отечественных чиновников и бизнеса. Теперь ситуацию планируется изменить с помощью масштабной государственной программы – по сути, речь идёт о создании электронного правительства. Однако для окончательной реализации этих планов необходимо, чтобы наработки были поддержаны конечным потребителем.

Результаты работы

Согласно последним опубликованным данным Минкомсвязи России, доходы от услуг связи за 2011 г. составили 1,425 трлн руб., что на 5,1% больше, чем за 2010 г. В частности, доходы от почтовой связи составили 110 млрд руб. (рост к 2010 г. –  15,7%), доходы от подвижной связи – 629 млрд руб. (рост на 6%), от услуг телерадиовещания – 54,7 млрд руб. (рост на 15,7%), от присоединения и пропуска трафика – 196 млрд руб. (рост на 5,2%). В свою очередь, доходы от  междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи сократились на  14,4% и составили 93 млрд руб. Примечательно, что капитальные вложения в  отрасль в 2011 г. выросли примерно на треть и составили 259 млрд руб., что на  35,2% больше, чем годом ранее. В частности, было введено в действие 1,147 млн номеров городских АТС, 32,122 млн номеров подвижной радиотелефонной связи. В  общей сложности число абонентов фиксированного широкополосного доступа в  Интернет в 2011 г. в России составляло 12,18 человек на 100 человек населения. Больше всего пользователей зафиксировано в Москве (23,39% населения), Карелии (21,62%), Новосибирской области (20,06%), Санкт-Петербурге (19,44%), Тюменской области (18,98%). В текущем году эти показатели также продолжили расти. Так, за  I квартал 2012 г. общие доходы от услуг связи составили 368 млрд руб – на 9% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Из них, например, от почтовой связи – 27 млрд руб. (рост 7,2%), от подвижной связи – 159 млрд руб. (рост 8,3%). Количество абонентов фиксированного доступа к сети Интернет в I квартале 2012 г. составило 19,4 млн человек. Пока абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет в России – 18,7 млн, зато мобильным Интернетом пользуется 70 млн человек.

Если посмотреть на данные международных исследований, то по итогам 2011 г. Россия заняла 27−е место в мире в рейтинге электронных госуслуг, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59−м месте. В  частности, по оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в  России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59−е место, Китай – 78−е место, а Индия –  125−е место. В Восточной Европе Россия является лидером по уровню развития электронного правительства, опережая Венгрию и Чехию. Кроме того, существенно от России отстаёт Украина: в глобальном рейтинге она занимает 68−е место, опустившись за год на 14 позиций. Общий индекс России в рейтинге вырос с 0,5154 до 0,7345. Отдельно по индексу развитости онлайн-сервисов она занимает 37−е  место, по уровню развития ИКТ-инфраструктуры – 30−е место, по человеческому капиталу – 44−е место. Как говорится в исследовании, за год значительный рост продемонстрировали все три компонента, из которых складывается итоговая оценка, однако самый высокий рост показал уровень развития ИКТ-инфраструктуры – 0,0913 до 0,6583.

Притчей во языцех стала федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002–2010 гг.,

которая была направлена на внедрение технологий «электронного правительства».

По данным Минкомсвязи России, в ближайшие годы поступательный рост сохранится, и в 2013 г. рынок перешагнёт отметку в 800 млрд руб. (около 28 млрд долл.). Впрочем, с учётом инфляции рост гораздо скромнее: в 2011 г. он подрос всего на 6,6%, говорится в документах МЭР России. В Минэкономразвития России подсчитали, что из 649 млрд руб. больше половины занял сегмент аппаратных средств (51,2%), на долю программных решений пришлось 20,4%, траты на услуги составили 28,4%. В свою очередь, по мнению аналитиков IDC, отечественный рынок ИТ в 2011 г. вырос на 13,3% до 26,5 млрд долл. Большая часть этой суммы – это расходы индивидуальных пользователей. За ними следуют заказчики из  транспортных, коммуникационных и энергетических компаний. Значительная доля пришлась на госучреждения, медицинские и образовательные институты. С точки зрения динамики наибольший рост инвестиций в ИТ продемонстрировали банки и  ритейлеры. В технологическом плане быстрее всего рос спрос на ИТ-услуги (свыше 20%). С 2011 по 2015 г. расходы будут увеличиваться в среднем на 11,6%, таким образом, в 2015 г. объём рынка составит 41,1 млрд долл. Самые высокие темпы продемонстрируют предприятия розничной торговли (17,4%), далее следуют компании в сфере транспорта, коммуникаций, ЖКХ, энергетики. При этом по мере снижения инвестиций со стороны крупного бизнеса в структуре доходов поставщиков ИТ всё большую роль будут играть предприятия малого и среднего бизнеса, полагают специалисты IDC. Впрочем, по данным исследования Pierre Audoin Consultants, госсектор входит в тройку крупнейших потребителей ИТ в России, поэтому его влияние на общую ситуацию в отрасли велико.

Масштабные планы

Несмотря на очевидную большинству игроков необходимость информатизации, предыдущие шаги государства в этом направлении сложно назвать удачными. Как говорят аналитики, притчей во языцех стала федеральная целевая программа «Электронная Россия» на 2002–2010 гг., которая была направлена на внедрение технологий «электронного правительства». Исполнение программы должно обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления». Однако масштабные планы так и не удалось реализовать. По состоянию на конец 2010 г. эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Показательно, что если первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 г.), то фактически был израсходован лишь 21 млрд руб.

Исправить прежние ошибки должна новая программа «Информационное общество на  2011–2020 годы», принятая в конце 2010 г. В рамках основной программы были сформированы шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие. В частности, они предполагают упрощение процедур взаимодействия с государством, перевод госуслуг в  электронный вид, стимулирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, развитие сети технопарков, обеспечение независимости в отрасли ИТ, развитие средств обработки цифрового контента и пр. По планам федеральных властей, на реализацию программы планируется привлечь 88 млрд руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд руб. из региональных. Ещё 200 млрд руб. предполагается вложить за счёт частных компаний, например, за счёт этих источников планируется финансировать развитие широкополосного доступа в Интернет, сетей связи 3G и 4G и другие телекоммуникационные проекты. В частности, компанию «Яндекс» планируется привлечь к развитию рынка мобильных госуслуг. В целом, проекты, предусмотренные программой, разделены на внутренние и внешние. Первые в основном должны автоматизировать работу чиновников, вторые – обеспечить доступ жителей страны к  современным ИТ-сервисам. Ответственными за внутренние проекты являются Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ФСО, ФСБ и Минобрнауки России. Заказчиками внешних проектов является большинство федеральных министерств и  ведомств. По словам экспертов, в новой программе есть новые направления работы, например, одно из них – развитие средств поиска информации по различным видам контента – предполагает создание поисковика, способного искать тексты, изображения, аудио и видео. Его планируется использовать на всех государственных сайтах.

В целом на развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности основных федеральных ведомств за первые 3 года работы программы планируется потратить 1,3 млрд руб., ещё 700 млн руб. на перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, на развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг пойдёт ещё 450 млн руб., создание национальной платформы облачных вычислений потребует ещё 470 млн руб. и т.д. В  числе самых интересных проектов в рамках программы – создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента – это аналог сервиса Apple iTunes.

В результате к 2020 г. Россия должна будет войти в первую десятку международного рейтинга по индексу развития информационных технологий,

в двадцатку рейтингов по развитию электронного правительства и сетевого общества.

Правда, будет он государственным или частным, в Минкомсвязи России пока не  решили. Кроме того, в «Информационное общество» вошли проекты по национальной программной и облачной платформам, платёжной системе. Согласно программе, в  России также должен появиться единый реестр автодорог, туристический атлас страны, электронный образ Красной книги, база данных документов об образовании, федеральный электронный кадастр недвижимости, другие сервисы, доступные через Интернет. В результате к 2020 г. Россия должна будет войти в первую десятку международного рейтинга по индексу развития информационных технологий, в  двадцатку рейтингов по развитию электронного правительства и сетевого общества. Для сравнения: в настоящий момент в этих рейтингах Россия находится на уровне 50–70−х мест.

Основные сложности

Одной из основных проблем российского рынка ИТ, по словам экспертов, является недостаток собственных серьёзных исследований. «Сейчас основной вызов для отечественной ИТ-индустрии – создание собственного конкурентоспособного R&D. В условиях очень конкурентного, максимально быстро растущего рынка просто необходимо обеспечить независимость от зарубежных поставщиков решений», – говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. По её словам, формирование собственного портфеля конкурентоспособных технологий – одна из  основных фундаментальных задач отрасли. При этом в решении этой задачи, несомненно, должно принимать участие и государство, потому что масштабное финансирование инновационных разработок исключительно корпоративный сектор обеспечить не сможет. «Сейчас технологии развиваются и изменяются очень быстро, можно сказать, стремительно. Так же быстро меняется и спектр услуг, с ними связанных. Это и есть основной вызов, который стоит перед компаниями, работающими на рынке ИТ и телекоммуникаций, так как на создание качественных продуктов и услуг уходит немало времени и денег», – согласен региональный директор Veeam Software, Россия и СНГ Василий Ваганов. Например, по его словам, ещё несколько лет назад мало кто говорил об облачных центрах обработки данных и  об облачных сервисах как таковых. Сейчас многие операторы и интеграторы предлагают своим заказчикам аутсорсинг облачных инфраструктурных решений. «Есть предложения аутсорсинга приложений и бизнес-процессов в виде готового сервиса для заказчика. И мы видим, что это востребовано. Различные облачные сервисы пользуются всё большим спросом, и те, кто начал инвестировать в развитие таких услуг несколько лет назад, сейчас, безусловно, находятся в более выигрышном положении, так как могут быстро предоставить своим заказчикам набор уже готовых и качественных услуг», – говорит эксперт. В связи с этим, по его словам, основная задача любого игрока рынка ИТ и телекоммуникаций заключается в том, чтобы быть немного впереди самого рынка, то есть понимать, в каком направлении движется рынок, как изменяется потребитель услуг и что конкретно будет им  востребовано через 2–3 года. Это позволит выстроить правильную стратегию развития компании, стратегию проактивного развития инфраструктуры и  формирования нужного портфеля продуктов и услуг к нужному времени.

Ещё несколько лет назад мало кто говорил об облачных центрах обработки данных и об облачных сервисах как таковых.

Сейчас многие операторы и интеграторы предлагают своим заказчикам аутсорсинг облачных инфраструктурных решений.

В свою очередь, как заявил на заседании Президиума Правительства РФ в июне 2012 г. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, государственной информатизации не хватает централизации и контроля за  расходами. Согласно тезисам его доклада, опубликованным пресс-службой Правительства РФ, «анализ использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти за период 2008–2010 гг. выявил ряд системных проблем, которые не позволяют осуществлять их эффективное использование». В общей сложности министр выделяет четыре недостатка: это использование дорогостоящих решений с отсутствием единой лицензионной политики, отсутствие единых архитектурных и  организационно-технических решений, отсутствие системного подхода к управлению ходом реализации проектов и, наконец, отсутствие достоверной информации о  суммарных вложениях в конкретные решения. По мнению министра, необходимо «провести типизацию информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры для последующей централизации типовых решений, не связанных с отраслевой спецификой». Кроме того, предлагается «обеспечить координацию планирования и  реализации мероприятий по информатизации госорганов, в том числе на основе сведений об информационных системах и компонентах ИКТ-инфраструктуры, размещаемых в специализированной информационной системе Минкомсвязи». Недостатком существующей модели можно считать и отсутствие вертикально-интегрированных информационных систем, а также единой информационной среды государственного управления.

Новые горизонты

В целом, согласно исследованию Pierre Audoin Consultants, расходы на ИТ в России растут быстрее, чем в среднем по миру, и в ближайшие годы этот тренд, видимо, будет сохраняться. Ожидается, что до 2015 г. ИТ-расходы отечественных заказчиков будут увеличиваться в среднем на 11,6%, а наибольшую динамику продемонстрируют транспорт, телеком, ЖКХ и энергетика. В транспортной отрасли траты на ИТ подстёгивает государство, которое активно инвестирует в развитие инфраструктуры, включая модернизацию нескольких аэропортов и железнодорожной сети с помощью системной автоматизации и внедрения специализированных отраслевых решений, например, системы управления транспортом и т.д. Так, в 2012 г. приоритетом для российских поставщиков ИТ будет поиск новых бизнес-ниш на  вертикальных рынках, где и так уже сильна конкуренция, и в то же самое время ИТ-провайдеры будут инвестировать в новые возможности на новых рынках. Решения для промышленных предприятий (преимущественно нефтегазового сектора), телеком-компаний и ритейла уже во многом превратились в готовый товар, теперь задача в том, чтобы реализовать новые решения поверх установленных систем, чтобы ускорить сбор и обработку большого количества данных. В целом, по данным экспертов, на рынке ИТ в 2012 г., как и в 2011 г., будет расти значение развивающихся рынков.

Считается, что основная доля выбросов CO2 в атмосферу компаниями ИТ-индустрии приходится на дата-центры.

При этом потребность в них постоянно увеличивается в связи с развитием облачных технологий.

 Хотя в абсолютных цифрах их доля останется по-прежнему не так велика, рынок ИТ развивается именно за счёт этих стран. Согласно данным Forrester, увеличение расходов в догоняющих регионах будет в 2,5 раза больше, чем на  зрелых рынках. Ключевыми рынками будут страны, условно называемые BRICTSAM: Бразилия, Россия, Индия, Китай плюс Турция, Южная Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, рынки которых близки по размерам к  российскому.

Помимо стимулирования государственного участия в ИТ-секторе, по словам экспертов, российскому рынку стоит нацелиться на некоторые новые направления работы. В частности, России не хватает своей специализации в мировом распределении функций в этой области. Так, одним из таких направлений могло бы  стать создание дата-центров. Например, согласно последнему отчёту международных консультантов Cushman & Wakefield и hurleypalmerflatt, всё больше компаний планируют размещать свои дата-центры в Северной Европе в связи с возросшей озабоченностью об охране окружающей среды. Считается, что основная доля выбросов CO2 в атмосферу компаниями ИT-индустрии приходится на дата-центры. При этом потребность в них постоянно увеличивается в связи с развитием облачных технологий. Поэтому страны с холодным климатом позволяют сократить расходы на  механическое охлаждение. Например, Facebook и Google объявили о строительстве крупных дата-центров в Швеции и Финляндии соответственно. Россия могла бы  составить конкуренцию этим странам, однако, согласно последним рейтингам, за  последний год наша страна опустилась с 15−го на 24−е место в списке наименее рискованных стран для строительства и открытия дата-центров. Несмотря на  значительные запасы воды, энергоресурсов и их относительно низкую стоимость, на  рейтинг оказывают негативное влияние плохие показатели по критерию «лёгкость ведения бизнеса», высокие риски политической нестабильности и уровень инфляции. Первые два места в этом рейтинге занимают США и Великобритания.

Другим направлением работы, по словам экспертов, может стать информатизация расчётов между экономическими субъектами. За последние 5 лет в России наблюдалась тенденция к сокращению потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах для осуществления расчётов. Их объём снизился с  33,3% в 2005 г. до 25,1% в 2010 г. В прошлом году рассматриваемый показатель изменился на 19,2% до 6,903 трлн руб. на 1 января 2012 г. с 5,792 трлн руб. на  1 января 2011 г. По данным аналитика «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой, объём наличных денег в обращении в России составляет почти 12% ВВП, в то время как в  США, например, этот показатель равен 6,6%, в еврозоне – 9,3%, в Бразилии –  4,2%. Впрочем, как отмечает эксперт, у безналичного оборота есть не только преимущества, но и слабые стороны. К плюсам таких операций можно отнести хранение денежных средств на счетах в банке неограниченное время.

Терминалы оплаты услуг ЖКХ имеют широкое распространение в Москве и области и ряде крупных городов,

в то время как по регионам их практически нет, и оплату услуг ЖКХ можно проводить только наличным способом.

«Более того, нет необходимости использовать и обслуживать кассу (например, для предприятий малого и среднего бизнеса), а расходы, связанные с учётом, перевозкой и хранением наличности, практически отсутствуют. Также использование данного механизма позволяет производить сделки с последующими доплатами. Мошенничество в части поддельных документов и денег при безналичных операциях исключено», – говорит эксперт. Впрочем, среди минусов безналичных операций аналитики выделяют затраты на непосредственное взаимодействие с банком. Также не все системы обладают совершенной надёжностью, поэтому в любой момент у  кредитной организации могут возникнуть сбои и другие проблемы, которые приводят к невозможности перевода денежных средств с одного счёта на другой. Впрочем, следуя общемировым тенденциям, российские банки сосредоточились на развитии дистанционного банковского обслуживания. Например, Сбербанк для повышения объёма безналичных платежей предлагает услугу «Сбербанк-онлайн», а также оборудует офисы специальными терминалами, в которых можно оплатить все коммунальные услуги, в ВТБ существует подобная услуга под названием «Система Телебанк». Тем не менее существуют барьеры, препятствующие развитию безналичных расчётов в России. Прежде всего это высокие комиссии при осуществлении крупных покупок. Кроме того, надёжность и безопасность электронных платежей в России невысока, что является дополнительным фактором, тормозящим развитие безналичных платежей и стимулирующим рост мошенничества, связанного с банковскими операциями. «Здесь бы я ещё добавила неразвитость банковской инфраструктуры, когда, например, те же терминалы оплаты услуг ЖКХ имеют широкое распространение в Москве и области и ряде крупных городов, в то время как по регионам их  практически нет, и оплату услуг ЖКХ можно проводить только наличным способом. Не секрет, что банковской картой за покупку товаров и услуг можно расплатиться не везде: большинство магазинов не торопится переходить на безналичный расчёт», – говорит Екатерина Кондрашова. Впрочем, федеральные власти пытаются стимулировать этот процесс, обещая уже в ближайшем будущем ограничить оборот наличных средств.

Сбербанк для повышения объёма безналичных платежей предлагает услугу «Сбербанк-онлайн»,

а также оборудует офисы специальными терминалами, в которых можно оплатить все коммунальные услуги.

Ещё одним направлением работы, по словам председателя совета директоров «Смарт Лоджистик Групп», резидента «Сколково» Владимира Елина, является информатизация инфраструктуры в традиционно отстающих областях, например, таможне. «Во-первых, часть персонала, не способного работать с новыми электронными технологиями, необходимо сократить. Очевидно определённое облегчение для государственного бюджета и хороший стимулирующий фактор для аттестованных таможенников освоить прогрессивные интернет-технологии», –  говорит эксперт. По его словам, всё более массовый характер принимает электронное декларирование через Интернет по технологии ЭД-2 без особой привязки участника внешнеэкономической деятельности к его постоянному местоположению офиса. Для применяемой сегодня технологии ЭД-2 участнику ВЭД необходима лишь пара недорогих программных продуктов от компаний «Альта-Софт» и  «Крипто», соответственно программы «ГТД ПРО» и «Крипто-ПРО CPS», ноутбук и  собственная электронная цифровая подпись, а также свободный выход в Интернет. В  настоящий момент «Смарт Лоджистик Групп» модернизирует систему серверного обеспечения, поддерживающую технологию электронного декларирования через открытую сеть Интернет ЭД-2 из расчёта 1 млн транзакций в месяц. Сейчас, согласно статистике основного игрока этой технологии компании «Альта-Софт», на  одну декларацию среднего уровня приходится 40–50 транзакций. После тестирования серверная система СВХ SLG сможет обеспечивать оформление до 20 тыс. электронных грузовых таможенных деклараций в месяц. Как отмечают участники рынка, чем больше будет возникать таких инициатив со стороны частного бизнеса, тем более будут востребованы государственные инициативы в области ИТ-технологий. Без этого любая государственная программа просто не будет работать.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!