голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Июль/Август 2012 / Мониторинг

Андрей Гольцблат: Обзор законодательства за май-июнь 2012 г.

Наиболее важным элементом настоящего обзора стали нормативные акты, посвящённые проблемам таможенного и валютного регулирования.

Обзор законодательства за май-июнь 2012 г.

Мы внимательно следим за тем, как функционируют органы Таможенного союза, отмечаем наиболее важные решения. В этот раз нам показалось заслуживающим внимания решение Комиссии ТС о том, что таможенные органы должны быть уведомлены о предстоящем ввозе товаров за 2 часа до пересечения таможенной границы.

И ещё один интересный вопрос: при каких условиях российский гражданин может быть признан нерезидентом? Принятый недавно Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» корректирует эти условия. Он вводит чёткие критерии: например, проживание российского гражданина в иностранном государстве не менее 1 года, в том числе с  получением вида на жительство и т.д. Думаю, это может заинтересовать наших читателей–россиян, проживающих за рубежом.

Один из материалов, включённых нами в настоящий обзор, должен заинтересовать тех, кто занимается капитальным строительством. Вступил в силу ряд актов, регулирующих, в частности, порядок проведения экспертизы проектной документации. Принятие этих актов было предусмотрено принятыми раньше поправками к Градостроительному кодексу РФ.

Из судебных решений мы отобрали решение Высшего Арбитражного Суда РФ  (вынесенное, правда, в апреле), которое направлено на защиту экономических интересов нерезидентов в РФ. Суд высказался, в частности, против завышения для нерезидентов пошлин за рассмотрение возражения против выдачи патента. Размер этих пошлин для нерезидентов почти в 7 раз выше, чем для резидентов. Суд совершенно обоснованно заключил, что такая практика негативно сказывается на  конкуренции и противоречит международным обязательствам РФ. Будем считать это решение ещё одним небольшим фактором улучшения инвестиционного климата.

Предварительное информирование таможенных органов о ввозе товаров

С 17 июня 2012 г. вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №899 «О введении обязательного предварительного информирования о  товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Согласно указанному Решению таможенные органы должны быть уведомлены о  предстоящем ввозе товаров за 2 часа до пересечения таможенной границы, если товары ввозятся автомобильным транспортом. Основные условия предварительного информирования следующие:

1. Направить уведомление может любое заинтересованное лицо (уполномоченный экономический оператор, перевозчик, таможенный представитель, импортёр и т.д.) вне зависимости от того, расположены эти лица в России или в других государствах.

2. Уведомление должно содержать информацию

• об участниках поставки (отправитель, получатель, декларант, перевозчик);

• о товаре (наименование, код ГС или ТН ВЭД, количество, вес, стоимость);

• количестве грузовых мест;

• автотранспортном средстве;

• стране отправления и назначения (в т.ч. о конечном пункте назначения);

• времени и месте прибытия товаров и другие сведения.

3. Информация направляется в электронном виде в таможенные органы России, Белоруссии или Казахстана в зависимости от того, через территорию какой страны происходит ввоз товара.

В России предварительное информирование осуществляется через web-портал, в Казахстане – через web-портал, в Белоруссии –  посредством подключения к информационным системам таможенных органов РБ (АС «ПИ»).

Если заинтересованное лицо не предоставило предварительную информацию, то  оно имеет возможность сделать это в течение ближайших 2 часов после прибытия на  территорию Таможенного союза.

Предоставленная по электронным каналам связи предварительная информация используется также в качестве электронной копии транзитной декларации.

Таможенные органы должны быть уведомлены о предстоящем ввозе товаров за 2 часа до пересечения таможенной границы,

если товары ввозятся автомобильным транспортом.

Предоставление предварительной информации позволяет таможенным органам заранее провести её анализ с использованием системы управления рисками и тем самым, по оценкам ФТС России, повысить пропускную способность пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Вступают в силу изменения в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173−ФЗ.

С 5 июня 2012 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части упрощения процедур валютного контроля» от 06.12.2011 №406−ФЗ (далее – Закон).

Закон предусматривает следующие нововведения, касающиеся статуса резидентов, полномочий органов и агентов валютного контроля, в том числе уполномоченных банков, а также процедур проведения валютного контроля.

1) Предусмотрены более чёткие критерии, при соблюдении которых гражданин РФ  признаётся нерезидентом, – проживание в иностранном государстве не менее 1  года, в том числе с получением вида на жительство; временное пребывание в  иностранном государстве не менее 1 года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее 1 года или на основании таких виз с общим сроком действия не менее 1 года.

2) На резидентов РФ возлагается обязанность предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов:

• максимальных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ за переданные им товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также за оказанные им  услуги и выполненные для них работы;

• максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по передаче резидентам товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в  том числе исключительных прав на них, выполнению для них работ, оказанию им  услуг в счёт осуществлённых резидентами авансовых платежей.

Порядок передачи информации должен быть определён Банком России. Соответствующий проект нормативного акта уже разработан ЦБ РФ. Ожидается, что он будет опубликован в течение июня 2012 г.

3) Определены сведения, которые подлежат указанию в паспорте сделки (ПС) при осуществлении внешнеторговой деятельности: номер и дата оформления ПС; сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; сведения о внешнеторговой сделке (дата и номер (если имеется) договора, общая сумма сделки (если имеется) и  валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке, сведения об уполномоченном банке, сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия ПС).

4) Уполномоченные банки обязаны передавать ПС в электронном виде органам и  агентам валютного контроля в течение трёхдневного срока с даты его оформления.

5) Установлен принцип однократности предоставления резидентами и  нерезидентами документов органам и агентам валютного контроля.

6) На уполномоченные банки, а также на государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» возложена обязанность при выявлении нарушений юридическим лицом-резидентом требований о  репатриации валютной выручки, в том числе непредставлении им информации о  максимальных сроках поступления валютной выручки от нерезидента или исполнения нерезидентом иных обязательств по внешнеторговым сделкам, уведомлять об этом органы валютного контроля путём передачи ведомости банковского контроля по  состоянию на дату выявления нарушения.

7) Таможенные органы обязаны передавать ЦБ РФ и уполномоченным банкам в  электронном виде информацию о зарегистрированных декларациях на товары в  течение 3 рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами РФ. Это требование Закона вступает в силу с 1 января 2013 г. До этого момента Правительство РФ должно разработать порядок передачи информации.

Правительство РФ: изменения в порядке проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

В связи с принятием Федерального закона от 28.11.2011 №337−ФЗ «О  внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в мае-июне 2012 г. вступил в силу ряд актов, регулирующих вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий:

• Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. №270  вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145, утверждающее «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

• Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. №271  утверждается Положение об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

• Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. №272  утверждается новое Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

• Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №288  утверждает изменения, вносимые в правила аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утверждённые Постановлением Правительства РФ  от 29.12.2008 г. №1070.

• Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №327  утверждает Правила ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

В мае-июне 2012 г. вступил в силу ряд актов,

регулирующих вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

• Приказ Минрегиона России от 16 марта 2012 г. №102  утверждает порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

• Приказ Минрегиона России от 15 марта 2012 года №100  утверждает форму квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

• Приказ Минрегиона России от 27 марта 2012 г. №127  утверждает перечень направлений деятельности экспертов и требования к  содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на  право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

В отношении лесничеств и лесопарков Московской области

осуществление полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти Московской области не передаётся.

• Приказ Минрегиона России от 23 марта 2012 г. №126  утверждает Порядок обжалования заключений экспертизы проектной документации и  (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

C 1 июля 2012 г. полномочия по управлению лесами Московской области передаются областному правительству

Принято Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2012 №721−р, в соответствии с которым с 1 июля 2012 г. признаётся утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. №520−р.

Отменяемым Распоряжением (№520−р) было установлено, что в отношении лесничеств и лесопарков Московской области осуществление полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти Московской области не  передаётся.

Таким образом, с 1 июля 2012 г. такие полномочия, как, например, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и  проведение соответствующих аукционов, разработка и утверждение лесного плана Московской области, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, будут осуществляться не Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (Мослесхоз), а уполномоченным органом государственной власти Московской области (скорее всего, министерством экологии и природопользования Московской области).

ВАС РФ признал существующую практику завышения патентных пошлин для нерезидентов противоречащей международным обязательствам Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд РФ по заявлению предпринимателя из Чехии рассмотрел вопрос о правомерности установления завышенного для нерезидентов по сравнению с  резидентами размера пошлины за рассмотрение возражения против выдачи патента, размер которой для нерезидентов выше почти в 7 раз.

По мнению заявителя, завышенный размер пошлины для нерезидентов нарушает их  права и интересы, поскольку такое завышение затрудняет доступ к органу, полномочному рассматривать споры о защите исключительных прав, и, следовательно, дискриминирует нерезидентов по сравнению с резидентами.

В решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2012 г. №ВАС-308/12 была признанной незаконной практика завышения пошлин для нерезидентов. Данная практика, по мнению Суда, строится на необоснованных различиях между резидентами и нерезидентами, негативно сказывается на конкуренции и  противоречит международным обязательствам РФ.

Можно ожидать, что после вступления России в ВТО вступит в силу Постановление Правительства РФ 15.09.2011 №781, которым будут внесены изменения в Положения о пошлинах, и суммы пошлин для резидентов и нерезидентов уравняются.

Андрей
Гольцблат,

Управляющий партнёр Goltsblat BLP

 

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!