голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Март 2012 / Бизнес и общество

Алексей Сканави: «Никто, кроме вас самих, не знает, что в этой жизни нужно именно вам!»

Концертирующий пианист, популяризатор классической музыки, рассказчик
и шоумен, музыковед, педагог, ведущий еженедельной авторской программы на радио «Серебряный дождь» (с 1997 г.), продюсер концертных проектов в области классической музыки (SKANAVIСЕЗОНЫ, ГУМ, 2009; «Созвучия Сокровищ», Оружейная палата, 2012 и др.), генеральный директор агентства New Classic Stars (с 1996 г.).

«Никто, кроме вас самих, не знает, что в этой жизни нужно именно вам!»

 

Лично у меня есть некая миссия – пропаганда и популяризация классической музыки.

– Вы как уважаемое лицо в мире культуры и искусства имеете свою личную позицию в отношении того, какую роль культура занимает в становлении современного российского общества…

– Лично у меня есть некая миссия – пропаганда и популяризация классической музыки. Я хочу, чтобы люди от этой музыки получали удовольствие, такое же, как и я. Моя задача – подключить тех людей, для которых культура представляет важность, кто готов развиваться и созидать. Я веду уже на протяжении 15 лет программу о классической музыке на «Серебряном дожде». С 1997 года она идёт каждую неделю. Также делаю просветительские серии концертов. В этом сезоне это «Понедельники в Фойе» во «Дворце на Яузе». Пытаюсь сильных мира сего втянуть в  эту музыку. Также в этом сезоне при поддержке ВТБ24 идёт серия концертов в  Оружейной палате.

А воспитываться культура у молодого поколения должна прежде всего в семье. Если родители не смогли передать основы культуры своим детям, то, мне кажется, ни школа, ни сами деятели культуры, ни спецпроекты государства или каких-то других структур уже не помогут, или, во всяком случае существенно, ситуацию не  изменят. Конечно, если сами представители молодого поколения не окажутся настолько целеустремлёнными и сильными личностями, на каком-то очень глубоком генетическом уровне стремящимися к культуре. А деятели культуры и искусства могут только давать им некоторые ориентиры и помогать, что называется, информационно. Но они не в силах развернуть к себе человека, идущего вообще в  другую сторону…

– Национальное культурное достояние – что вы вносите в данное понятие? Какие объекты?

– Помимо очевидных, материальных вещей – архитектуры, изобразительного и  прикладного искусства и литературы (которая также имеет свою материальную сторону – собственно, книги), я считаю, что сейчас, как и всегда, главное культурное достояние страны – это её люди. И прежде всего те самые, которые являются носителями традиций – культуры, искусства и ремёсел. Не так уж и трудно (особенно обладая возможностями государства) обеспечить сохранность «объектов культуры». Просто чуть больше дисциплины и чуть меньше воровать и  самоуправствовать. Гораздо сложнее сохранить человеческий потенциал. А с этим у  нас уже совсем большие проблемы, решать которые, может, уже скоро и не придётся, когда одни деятели культуры эмигрируют, другие сопьются, третьи умрут от голода, а четвёртые станут коммерсантами. Хотя, может быть, именно это и  является целью – стоит только почитать новые законы о «самоокупаемости» библиотек и о платном музыкальном и художественном образовании…

А перечислять объекты (и вычёркивать из списка в свою пользу) – это уж у нас охотников много найдётся!

– Культура Новой России – какая она?

Если родители не смогли передать основы культуры своим детям, то, мне кажется, ни школа, ни сами деятели культуры, ни спецпроекты государства или каких-то других структур уже не помогут.

– Культура России уникальна по своему составу. Но в современном её развитии есть ряд противоречивых моментов. Всё связано с экономикой. Чем хуже живёт человек, тем меньше у него времени остаётся на культуру. Остаётся прослойка людей, старая интеллигенция, для которой доход не так важен, а культура стоит на первом месте. И тут возникает проблема. Другая часть общества смотрит на  культуру как на нечто устаревшее, унылое и малобюджетное.

Если мы прямо сейчас не начнём что-то делать – то культура будет уже почти совсем никакая! Проблема в том, что те, кто громче всех «бьёт в колокола» по  этому поводу, сами ничего сделать не могут. Потому что сами являются не  деятелями культуры, а просто «звонарями». «Культура» новой России – это культура Интернета (который в принципе что-то ещё может сделать, но чаще всего делает совсем другое) и коммерческого телевидения, в первую голову обслуживающего власть (причём делающего это тупо и непрофессионально), и  глобальные корпорации майонезов, стиральных порошков и таблеток от запора (причём это уже с полной отдачей и с использованием актёрского мастерства наших т.н. «деятелей культуры»). Есть ещё «недобитая» прослойка интеллигенции (той самой, настоящей, а не просто по профессиональной принадлежности) – остатки тех, кто не уехал в своё время и при этом умудрился пережить все наши финансово-экономические приключения. И они изо всех сил пытаются хоть что-то втолковать молодому поколению – которое, кстати, вполне готово воспринять настоящую культуру.

– Какими рычагами или методами должна осуществляться поддержка русского языка среди иностранных граждан на территории России и наших сограждан за рубежом?

– Здесь я не считаю себя экспертом. Однако, может быть, стоит поучиться у  американцев тем методам, которыми они поддерживают английский язык – и внутри США, и по всему миру. Сейчас очевидно (по крайней мере для меня), что одно из  эффективнейших средств воспитания молодёжи (а точнее, воздействия на её сознание) – это популярное кино, т.н. блокбастеры. Не секрет, что 90% этой продукции сделано в США. У нас в стране традиционно принято дублировать эти фильмы голосами русских актёров, но многие всё равно смотрят кино на языке оригинала. А в мире в целом и вообще принята в основном другая схема «локализации» – титры на местном языке. Что уж там говорить о поддержке языка, когда в кино и инопланетяне, и герои античности говорят исключительно на  хорошем английском языке! А русские шпионы, и злодеи-учёные с немецкими фамилиями – тоже по-английски, хотя и с акцентом…

– Как сохранить культуру в век информационного развития общества? Как не утратить нашей ментальности и культурного наследия?

– Нашу ментальность – особенно в нынешнем её варианте – необходимо утратить, и как можно скорее! И обратиться (хотя бы просто повернуться, не говоря уж о том, чтобы пойти) именно к культурному наследию. А сохранить культуру – старыми добрыми методами. С детства читать детям хорошие книжки, водить их в красивые места (и архитектурные, и природные). А когда подрастут – посещать с ними хорошие концерты, спектакли и выставки и тем самым учить их отличать хорошее от  дурного, качество от халтуры, мудрость от словоблудия.

– Как привлекать молодёжь к культуре?

– Говоря о таком элементе культуры, как классическая музыка, важно преподносить значимость классической музыки, демонстрировать молодому поколению, что это продукт, услуга высокого класса. То есть важно овладеть ею и затем пользоваться. Хотелось бы, чтобы современные меценаты обращали внимание на важность сохранения уникальной русской классической музыки, вкладывались в  её рекламу. Чтобы она была везде на всех рекламных площадках, как известные медицинские препараты. Как показывает моя практика – стоит один раз привести молодого человека на концерт классической музыки, он потом станет постоянным слушателем.

Всё связано с экономикой. Чем хуже живёт человек, тем меньше у него времени остаётся на культуру.

– Алексей, а нужно ли с самого раннего возраста прививать молодому поколению эту любовь к искусству?

– Да, обязательно! Именно так и нужно. Но здесь речь не должна идти о  пропаганде культуре, допустим, в учреждениях дошкольного образования. Пример должен формироваться в семье. Это нужно делать добровольно. Не заставлять слушать ребенка, а прививать культуру в самой семье, в свободной форме, чтобы это было нормой семейного уклада, традициями, чтобы ребенок понимал, что это нормально и здорово. Я, когда был маленький, однажды, оказавшись с родителями в  гостях, очень удивился, что в квартире нет рояля, и долго ходил по комнатам и  искал его. Классическая музыка должна стать стандартным элементом жизни, как чтение или письмо.

– Алексей, поделитесь, пожалуйста, планами на ближайшее будущее.

– Продолжать делать то, что я делаю, постоянно повышая планку, уровень, охват, эффективность и т.п. Планирую в скором времени выпускать телепередачу о  классической музыке для тех, кто пока «не в теме», кто хочет научиться любить и  понимать классическую музыку, но пока не знает, как.

– Что вы пожелаете тому, кто сегодня определяется с жизненным путём: как быть, чего не бояться, чем руководствоваться?

– Бояться в принципе ничего не нужно, нужно только руководствоваться здравым смыслом и не совершать действий, опасных для вашего (и чужого) здоровья, иначе говоря – не прыгать в пропасть без особой необходимости, особенно взявшись за  руки. И держаться подальше от дураков – в чём бы их дурость ни заключалась – в битье бутылок на улице, в хамском вождении автомобиля, в публичном высказывании глупостей или в участии в сомнительных сделках.

Слушайте прежде всего себя, не идите на поводу у тех, кто пытается вам что-то навязать – будь то общественное мнение, СМИ, старшие товарищи или даже «лучшие друзья». Прислушайтесь, может быть, только к мнению родителей: во-первых, они единственные, кто вас действительно любит, а во-вторых, иногда они бывают правы. Но в любом случае никто, кроме вас самих, не знает, что в  этой жизни нужно именно вам! В конце концов, это ваша жизнь, вам и решать.

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!