голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Финансы, рынки, компании

Виля Версан: Бизнес, ориентированный только на прибыль, опасен

Прежде всего хочу констатировать, что ситуация с безопасностью и качеством продуктов и предоставляемых услуг у нас в стране продолжает ухудшаться. Об этом сегодня говорят все СМИ, это реально ощущают на себе граждане. Приводятся конкретные факты. Но ситуация не меняется.

Прежде всего хочу констатировать, что ситуация с безопасностью и качеством продуктов и предоставляемых услуг у нас в стране продолжает ухудшаться. Об этом сегодня говорят все СМИ, это реально ощущают на себе граждане. Приводятся конкретные факты. Но ситуация не меняется.

Чтобы не быть голословным, приведу недавнее высказывание на эту тему руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко о том, что главная причина ухудшения качества продукции в несовершенстве законодательства: «всему виной 294−й федеральный закон о защите предпринимателей, предусматривающий уведомительный характер проверки не чаще, чем раз в 3 года. К тому же мы не имеем доступа даже к объектам общественного питания – самым уязвимым объектам. Необходимо хотя бы разрешать внеплановые проверки».

Всё говорит о том, что нарушения в этой сфере – отравления, обман потребителей, как и регулярно повторяющиеся аварии и катастрофы, – стали нормой нашей жизни. Главный применяемый сегодня способ борьбы с этим злом – это поиск в каждом отдельном случае виновных и их наказание. Выясняются причины этих происшествий. Как правило, это следствие позиции недобросовестных предпринимателей, не желающих в погоне за прибылью тратить средства на безопасность, низкого уровня ответственности некоторых администраторов и менеджеров. Разрабатываются мероприятия по устранению этих причин, которые как бы должны предотвратить повторение подобных случаев.

Однако проходит короткое время, и всё повторяется сначала и ровно по тем же причинам. В своих статьях (см. сайт ОАО «ВНИИС» ) по проблемам безопасности и низкого качества товаров и услуг, поступающих на потребительский рынок, главной причиной сложившейся ситуации я называл чрезмерное ослабление контрольно-надзорной деятельности – этого важнейшего, проверенного мировой практикой способа выработки целенаправленных предупредительных мер по недопущению на рынок опасной и недоброкачественной продукции. И это действительно так. Как только ослаб – а на практике буквально был снят – внешний контроль, на многих предприятиях были свёрнуты службы технического контроля и стандартизации, стали регулярно нарушаться технологическая дисциплина и требования нормативных документов, игнорироваться современные методы менеджмента качества. Растёт безответственность со всеми вытекающими последствиями для безопасности и качества. И это не отдельные эпизоды, а устойчивая тенденция, нашедшая отражение даже в оборонной и космической отраслях.

Делать что-либо качественно, выполнять требования безопасности

сегодня просто невыгодно.

Конечно, в России есть честные предприниматели, думающие о потребителях и их безопасности. Но вся беда в том, что им сегодня всё тяжелее работать, они не могут конкурировать с теми, кто выходит на рынок с некачественной, опасной продукцией с низкой себестоимостью. Им всё тяжелее бороться с постоянно возрастающим числом недобросовестных предпринимателей, для которых основное кредо – деньги любой ценой, даже ценой здоровья и жизни граждан. Не качество ведения бизнеса, а только объёмы и прибыль.

К сожалению, эта модель исключила из повседневной жизни такие понятия, как порядок, доверие и ответственность. Растущий «чёрный» бизнес, не желающий работать в условиях добросовестной конкуренции, вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товаров. Делать что-либо качественно, выполнять требования безопасности сегодня просто невыгодно.

Это создаёт порочную основу для взаимодействия с чиновниками, основанного на взяточничестве, что, в свою очередь, пагубно сказывается на общем инвестиционном климате.

Настало время сформулировать идеологию оценки и поддержки предпринимательства, ориентированную на качественные показатели. Социально ответственный бизнес, выпускающий качественные товары и услуги, должен открыто пользоваться поддержкой государства. Для этого нужно сделать четыре вещи.

Во-первых, надо на всех уровнях регулирования бизнеса отработать систему взаимоувязанных количественных и качественных критериев оценки его деятельности и на этой основе строить систему государственной и общественной поддержки. Определённый опыт у нас здесь есть. Я говорю о критериях оценки деятельности предприятий в рамках премии Правительства РФ в области качества. Они гармонизированы с критериями Европейской премии по качеству. Среди них: удовлетворённость потребителей качеством продукции и услуг, социальная ориентация, финансовая устойчивость, совершенствование менеджмента и улучшение взаимодействия с потребителями и поставщиками, доля продукции, поставляемой на экспорт, и др.

Всему виной 294−й федеральный закон о защите предпринимателей,

предусматривающий уведомительный характер проверки не чаще, чем раз в 3 года.

Во-вторых, необходимо внести изменения в уже упоминавшийся в этой статье Федеральный закон №294. Напомню читателям, что проверки согласно этому закону проводятся один раз в 3 года с предварительным уведомлением предпринимателя. Предусмотрена также внеплановая проверка с санкции прокурора. Однако время показало, что при такой процедуре реально установить сам факт нарушения требований нормативных документов и применить санкции невозможно. Как показывает практика, ничего полезного для развития цивилизованного бизнеса этот закон не принёс. Каждый раз после резонансных аварий на транспорте, гидротехнических сооружениях и других объектах в него вносятся локальные изменения. Но они ничего не дают, так как не меняется сама суть контрольно-надзорной деятельности, не меняется и отношение к ней только как к административному барьеру.

Предоставление бизнесу свободы не должно идти во вред общественным интересам. Существенная корректировка этого закона или даже отмена будет важным шагом в борьбе государства с «чёрным» бизнесом и в обеспечении безопасности граждан, в снижении коррупции. Например, в мировой практике под понятием «адекватные формы подтверждения соответствия и контроля/надзора на рынке» понимается соблюдение баланса между уровнем безопасности товара и свободой его перемещения на рынке, то есть свободой бизнеса от излишних административных барьеров.

Проблема состоит в том, что эти два требования находятся в определённом противоречии. Освобождая бизнес от административных барьеров (а это, безусловно, надо делать), необходимо отдавать себе отчёт в том, что при этом мы неизбежно снижаем уровень безопасности для потребителей. Вот тут-то и необходим поиск баланса посредством включения в процесс принятия решения всех участников рынка, включая экспертное сообщество. Этого в России пока не наблюдается.

В-третьих, очевидно, что проблема качества и безопасности продукции и услуг не может быть решена только усилением контроля. Требуется создание на предприятиях условий для выпуска качественного продукта – вот что сегодня главное! Мировая практика накопила огромный арсенал современных моделей менеджмента и инструментов решения этой проблемы. Наши же предприятия используют их не в полной мере. Между тем в тех странах, где предприятиям в этой работе оказывается серьёзная государственная поддержка, успехи очевидны. В 2000–2001 гг. по поручению Правительства РФ у нас был разработан и представлен проект Концепции национальной политики в области качества продукции и услуг. Эту работу совместно выполняли Госстандарт России, Минэкономразвития России и Минпромнауки России с участием других министерств, ведомств и рядом общественных организаций. Однако работа эта не была доведена до конца. Сегодня, в условиях вступления в ВТО, когда стоит вопрос повышения конкурентоспособности наших предприятий, необходимо возобновить эту работу и принять национальную политику в области качества.

Растёт безответственность со всеми вытекающими последствиями для безопасности и качества.

И это устойчивая тенденция, нашедшая отражение даже в оборонной и космической отраслях.

И наконец, четвёртая мера – это разработка и введение в действие независимой, объективной системы оценки регулирующих воздействий. Сегодня она в ряде случаев носит конъюнктурный характер – базируется на административных и не всегда обоснованных решениях. При этом игнорируются мнения заинтересованных сторон, не анализируются возможные последствия принятия регуляторных решений. Так, принятие решения об отмене обязательной сертификации пищевой продукции без соответствующего публичного обсуждения привело к тому, что её качество и безопасность, по мнению многих экспертов, ухудшились на порядок, резко возросло количество фальсифицированной и контрафактной продукции.

Конечно, этим не исчерпываются меры, которые надо будет реализовать в целях настройки действующей модели развития бизнеса на качественные параметры. Предстоит работа по развитию законодательства в этой сфере, созданию эффективно действующих систем технического регулирования и стандартизации, формированию соответствующих институтов и мн.др. Необходима также широкая разъяснительная работа по повышению имиджа социально ориентированного цивилизованного бизнеса. Главное – эту работу надо начинать сейчас! ПР

Виля Версан,
д.э.н., профессор,
генеральный директор ОАО «ВНИИС»

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!