голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Главная тема

Карен Аракелян: Организационно-правовые особенности создания кластеров на территории Российской Федерации

Организационно-правовые особенности создания кластеров на территории Российской Федерации

В настоящее время декларируется и реализуется достаточно большое количество проектов по созданию различных кластеров на территории РФ. В основном речь идёт о туристических, инновационных или бизнес-кластерах. При этом правовая природа кластеров в нашей стране до сих пор исчерпывающим образом не урегулирована.

Установленное нормативным правовым актом определение «кластера» существует только в Федеральном законе от 22.07.2005 г. №116−ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Так, ст. 2 указанного закона предусмотрено, что под «кластером» понимается совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Помимо этого, ст. 4 закона предусмотрены случаи объединения нескольких особых экономических зон в кластер. Однако данные положения не раскрывают экономической сути кластеров. Можно сделать вывод о том, что в рамках данного закона суть кластера сводится к объединению особых экономических зон исключительно в управленческих целях.

Иные нормативные правовые акты РФ не содержат легальных определений понятия «кластера». Несмотря на то, что упоминание данного термина встречается в различных документах, суть и природа кластера ими не раскрывается. Из таких документов необходимо отметить в первую очередь Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 г. №833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». Данный туристический кластер является первым объединением особых экономических зон в соответствии с положениями вышеуказанного закона. Одним из ключевых аргументов объединения данных особых экономических зон является единое управление и гармоничное развитие территорий в сфере отдыха и туризма.

Cуть кластера сводится к объединению особых экономических зон

исключительно в управленческих целях.

Помимо указанных документов, существуют различные нормативные и распорядительные акты федерального и регионального уровней. Их анализ также не выявил какого-либо описания экономической природы кластеров. На практике под кластерами, как правило, действительно понимаются определённые территории, на которых размещаются хозяйствующие субъекты определённого вида деятельности. В рамках действующего законодательства публично-правовые образования, в особенности субъекты РФ и муниципальные образования, не ограничены в возможности создания кластеров. При этом создание кластеров не обязательно должно происходить в форме объединения особых экономических зон. Многие субъекты РФ уже реализовали большое количество подобных проектов путём создания преференций для промышленных и логистических компаний при локализации производственных или складских мощностей на определённой территории. Как правило, со стороны государственного партнёра обеспечивается создание необходимых объектов инфраструктуры и предоставление возможности подключения. В большинстве случаев данный подход доказал свою эффективность, т.к. с учётом синергетического эффекта концентрации предприятий определённого типа государственный партнёр достигает усиления роста экономического развития территории кластера. ПР

Карен Аракелян,
заместитель руководителя Практики ГЧП и
инфраструктуры юридической фирмы
VEGAS LEX

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!