голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Мониторинг

Пенсионная реформа: не рубить сплеча

Какой будет новая пенсионная реформа? Правительство РФ опубликовало в конце августа проект «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года», и уже 11 сентября состоялось его публичное обсуждение российскими бизнес-объединениями на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей. Позиция бизнеса проста: ни в коем случае нельзя ради решения сиюминутных проблем федерального бюджета на скорую руку радикально ломать действующую пенсионную систему.

не рубить сплеча

Какой будет новая пенсионная реформа? Правительство РФ опубликовало в конце августа проект «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года», и уже 11 сентября состоялось его публичное обсуждение российскими бизнес-объединениями на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей. Позиция бизнеса проста: ни в коем случае нельзя ради решения сиюминутных проблем федерального бюджета на скорую руку радикально ломать действующую пенсионную систему.

В чём, собственно, заключаются пенсионные проблемы бюджета? В 2002 г., когда в стране стартовала пенсионная реформа, трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ (ПФР) составлял всего лишь 0,05% ВВП. В 2011 г. он увеличился уже до 4,5% ВВП. В абсолютных цифрах затраты госбюджета на пенсионеров выросли за это время более чем в 40 раз, до астрономической суммы в 2,4 трлн руб.

Благодаря «нефтяной кубышке», накопленной в «тучные годы», Правительству РФ удалось в разгар кризиса значительно повысить пенсии. Расходы ПФР быстро росли: если в 2007 г., накануне кризиса, они составляли лишь 5,4% ВВП (1,8 трлн руб.), то в 2011−м достигали уже 9,2% (4,9 трлн руб.).

Власти пытаются постепенно переложить эти расходы на плечи бизнеса. Взносы налогоплательщиков в ПФР в 2010 г. увеличились на 34% (на 0,7 тлрн руб.), а в 2011 г. – на 32% (на 0,9 трлн руб.). Однако даже столь существенного роста налоговой нагрузки на бизнес оказалось недостаточно, чтобы как-то ослабить тяжесть пенсионных выплат для бюджета.

Принимать решение о судьбе пенсионной системы лучше не в увязке с проектом бюджета на очередной год, а исходя из долгосрочной стратегии.

(Александр Шохин,
Президент РСПП)

Подобная ситуация таит в себе серьёзные риски: что будет с пенсиями, если из-за падения цен на нефть или нового кризиса снизятся доходы бюджета? Правительство задумалось об очередной реформе пенсионной системы, которая позволила бы уменьшить огромный дефицит фонда и, следовательно, трансферт из бюджета.

Опубликованный в конце августа проект правительственной «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года» стал предметом обсуждения на расширенном заседании Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию, в котором также приняли участие представители общероссийских бизнес-объединений («ОПОРА России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата) и ключевые эксперты – президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев и председатель Комитета гражданских инициатив, бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Заседание открыл Президент РСПП Александр Шохин. В первую очередь он поблагодарил Правительство: «Не все наши предложения учтены, но то, что представители РСПП входили в состав рабочей группы по разработке «Стратегии» – безусловно, положительный момент».

Благодаря «нефтяной кубышке», накопленной в «тучные годы»,

Правительству РФ удалось в разгар кризиса значительно повысить пенсии.

Далее Александр Шохин отметил «две наиболее острые проблемы». Во-первых, грядущее в 2014 г. завершение налоговых каникул и повышение размера страховых взносов на 4%. «Это нужно взвешенно обсудить», – призвал Президент РСПП.

Во-вторых, судьба пенсионных накоплений. Согласно «Стратегии», обязательная накопительная система будет отменена в 2015 г. Каждый работник получит право отказаться от перечисления пенсионных взносов на свой личный накопительный счёт и направить их в «общий котёл». По расчётам Правительства РФ, если откажутся многие, доходы распределительной системы вырастут, а это частично уменьшит дефицит ПФР.

А пока 2015 г. не наступил и право выбора никто не получил, «Стратегия» предлагает временно уменьшить платежи в накопительную систему и направить их в распределительную.

«Принимать решение о судьбе пенсионной системы лучше не в увязке с проектом бюджета на очередной год, а исходя из долгосрочной стратегии. Нельзя ли найти иные источники решения временных трудностей ПФР?» – обратился Александр Шохин с риторическим вопросом к представителям Правительства РФ, присутствовавшим на заседании.

По его мнению, такие источники есть. Это доходы от приватизации. «Глобальный кризис не позволяет осуществлять агрессивную программу приватизации, но сейчас как минимум Правительство может а) не национализировать частные активы, б) не тратить дивиденды госкорпораций и компаний с госучастием на сделки слияния и поглощения, в) не отказываться от возможности перечислить эти дивиденды в бюджет. Мы вправе именно сейчас поставить эти вопросы», – отметил Президент РСПП, подчеркнув, что средств, необходимых на крупные сделки в энергетике и нефтяной отрасли, которые сейчас обсуждают в правительстве, достаточно, чтобы решить все текущие проблемы ПФР.

Игорь Юргенс, Председатель Комитета РСПП по развититю пенсионных систем и социальному страхованию, глава ИНСОР

На подходе довольно сильное обострение внутриполитической обстановки, поэтому стране нужен социальный договор

(Игорь Юргенс,
Председатель Комитета РСПП по развититю пенсионных систем и социальному страхованию, глава ИНСОР)

Затем выступил председатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию, председатель правления Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс.

«Пенсионная реформа начинается не вовремя, – сказал Юргенс. – Мировые рынки и наш внутренний рынок чувствуют дыхание рецессии. Внутриполитическая обстановка в нашей стране не является блестящей, и очень многие силы, нездоровые, демагогические, популистские, начнут использовать пенсионную реформу для раскачивания лодки и самопиара. На подходе довольно сильное обострение внутриполитической обстановки, поэтому стране нужен социальный договор».

Подготовка такого социального договора требует времени – «полгода, год». Поэтому Юргенс поддержал предложение Шохина искать пока деньги для покрытия дефицита Пенсионного фонда из других источников, а правительству, бизнесу и профсоюзам сесть тем временем за стол переговоров и выработать социальный договор.

По словам Юргенса, принципиальные подходы к пенсионной реформе уже сформулированы: «нужно сохранять накопительную часть, нужно уменьшать дефицит ПФР, не нужно повышать налоги». Более детальная работа может вестись по трём направлениям – реформа системы досрочных пенсий, усовершенствование накопительной системы и пенсионной формулы.

Далее выступил основной докладчик – Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, который представил собравшимся правительственную «Стратегию».

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты России

Мы не должны поднять тарифы страховых взносов, мы должны обеспечить достойный уровень пенсий.

(Максим Топилин,
Министр труда и социальной защиты России)

«Задача, которая поставлена перед нами, достаточно сложна, – объяснил Топилин. – Мы не должны поднять тарифы страховых взносов, мы должны обеспечить достойный уровень пенсий, при этом мы должны достичь сбалансированности пенсионной системы. В этой конструкции очень сложно искать решения».

Министр подчеркнул, что «никто – ни профсоюзы, ни работодатели, ни представители экспертного сообщества – не подвергает сомнению тезис о том, что накопительная система нуждается в существенном реформировании».

«Риски развития накопительной системы могут привести к очень серьёзным отрицательным последствиям – фактически в обязательном порядке мы изымаем 6% доходов у населения, не спросив у него, согласно оно с этим или нет, и не создав никаких институтов, гарантирующих сохранность этих накоплений», – сказал Топилин.

Он также отметил, что «тариф взносов в пенсионную систему в 2002 году составлял 28%, а сегодня эффективная ставка – 18,8%, из которых 6% уходит в накопительную часть». «Это всё требует обсуждения. И мы открыты к конструктивному диалогу», – сказал министр.

Далее слово взял сопредседатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию, вице-президент нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун. Он дал негативную оценку проекту «Стратегии»: «если отбросить всё наносное, получится, что нам предлагается стратегия не развития, а социального регресса».

Леонид Федун, Леонид Федун, член Правления РСПП, сопредседатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию

Если отбросить всё наносное, получится, что нам предлагается стратегия не развития, а социального регресса.

(Леонид Федун,
Леонид Федун, член Правления РСПП, сопредседатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию)

 

Во-первых, «в накопительную систему до конца 2012 года вступят уже около 20 млн человек, а в 2015−му таких людей будет уже 35–40 млн. Что-то здесь тормозить, ломать, на мой взгляд, нерационально», – аргументировал Федун своё мнение.

Во-вторых, «Стратегия», по мнению Федуна, воссоздаёт в России пенсионную систему проблемных стран Европы – Италии, Испании, Греции. «Посмотрите, это ровно то, что предлагается в “Стратегии”. Абсолютно! И мы с вами видим, что данная система не работает», – воскликнул сопредседатель Комитета. По его мнению, такая система, вопреки заверениям Минтруда России, никогда не станет сбалансированной, а может, напротив, стать одной из причин будущего кризиса по европейскому образцу, где растущие расходы на пенсионеров стали слишком велики для тех, кто работает.

Федун согласился с предложением Александра Шохина искать дополнительные ресурсы в бюджете для решения временных проблем ПФР. В долгосрочной перспективе, по его мнению, стоит создавать стимулы для максимального продолжения трудовой деятельности в стране.

Далее Федун выступил в защиту накопительной системы, опровергнув расчёты оппонентов, будто доходность пенсионных накоплений – ниже инфляции: «По итогам 10 лет инфляция составила 290%, а средний доход у крупных пенсионных фондов – от 450% до 520%». В кризис негосударственные пенсионные фонды не получили никакой поддержки от государства и выжили. «Говорят, что накопительная система неэффективна. Это неправда», – сказал Федун.

Леонид Федун, член Правления РСПП, сопредседатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию

Самая главная задача пенсионной системы – дать людям уверенность, что она будет работать долго.

(Леонид Федун,
член Правления РСПП, сопредседатель Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию)

«Самая главная задача пенсионной системы – дать людям уверенность, что она будет работать долго. За последние 10 лет мы уже трижды меняли сценарий накопительной системы, а теперь предлагается ещё одно кардинальное изменение. Рубануть сейчас – значит отбросить страну назад, создать целое поколение людей, которые не будут верить в нашу социальную сферу», – воскликнул докладчик.

Затем слово взяла вице-президент объединения «ОПОРА России» Наталья Ушакова. Она не стала давать оценок проекту «Стратегии», а привела данные опроса молодёжи, занятой в малом бизнесе. Молодые предприниматели считают действующую пенсионную систему непонятной, непрозрачной и непривлекательной: взносы в эту систему очень высоки, а реальный уровень пенсий неудовлетворителен.

Мария Зайкова, председатель комитета по налогам общественной организации «Деловая Россия», также озвучила несколько предложений по налоговой реформе, в первую очередь это снижение страховых взносов до 15%. Зайкова не согласилась с идеей Правительства повысить взносы для предприятий, чьи работники имеют право на досрочную пенсию: «Давайте лучше сразу их закроем, чем вот так душить их долго и мучительно».

Она поддержала идею Леонида Федуна стимулировать повышение пенсионного возраста и предложила начать с женщин. «Сейчас женщины в 55 лет – это молодые, красивые, успешные люди, которые хотят и могут работать», – сказала Зайкова. Также она предложила ужесточить требования к тем, кто работает в теневом секторе и не платит страховых взносов, а выйдя на пенсию, получает деньги из ПФР фактически за счёт других.

Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок

Наши предложения конструктивны. И мне непонятно, почему правительство, которое требует от нас конструктивных предложений, их в упор не видит.

(Михаил Дмитриев,
президент Центра стратегических разработок)

«Отрадно, что с РСПП мы дышим в унисон: не стоит за счёт работодателей решать проблемы, накопившиеся в пенсионной системе. Можно задушить бизнес, и кто же тогда будет кормить пенсионеров?» – завершила своё выступление представитель «Деловой России».

Далее слово получил президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Он является автором концепции развития пенсионной системы, которая ранее была одобрена на заседании Бюро Правления РСПП.

«Бессмысленно использовать накопительную систему для решения текущих проблем с дефицитом. Это всем, кажется, понятно, – сказал Дмитриев. – Понятно и то, что в накопительной системе есть огромные проблемы. Разница позиций бизнеса и правительства в том, что правительство рассматривает эти проблемы как повод для ликвидации системы, а мы – как повод для их решения». По словам Дмитриева, решения уже давно найдены, однако правительство их игнорирует.

Дмитриев подверг критике «Стратегию» за то, что в ней никак не описаны механизмы стимулирования более позднего выхода на пенсию, хотя такие механизмы неоднократно обсуждались. Кроме того, у Дмитриева вызвала удивление лобовая атака авторов «Стратегии» на систему досрочных пенсий, которая требует более аккуратной настройки.

«Наши предложения конструктивны, позитивны. И мне непонятно, почему правительство, которое требует от нас конструктивных предложений, их в упор не видит», – завершил своё выступление Дмитриев.

О необходимости сохранения накопительной системы говорил и председатель Комитета гражданских инициатив, бывший министр финансов Алексей Кудрин: «Через 15–20 лет финансовую систему России ждут серьёзные трудности, связанные с демографией. Этот тренд никак не изменить. Есть разные прогнозы, но в любом случае будет провал: в рамках распределительной системы мы не сможем поддерживать пенсии на приемлемом уровне. И мы должны думать о тех источниках, которые позволят поддерживать этот уровень в будущем. В “Стратегии” нет ответов на эти вопросы. Более того, предлагается зафиксировать рост пенсионных прав в будущем. Откуда возьмутся средства на этот рост?»

Предлагается зафиксировать рост пенсионных прав в будущем. Откуда возьмутся средства на этот рост?

(Алексей Кудрин,
председатель Комитета гражданских инициатив)

По мнению Кудрина, проблема не решается каким-то одним способом – повышением пенсионного возраста, развитием накопительной системы, отменой льготных пенсий, повышением стажа, стимулированием добровольных накоплений и позднего выхода на пенсию. «Только все вместе эти меры позволят сохранить пенсии на достаточном уровне (около 37% от средней зарплаты), и их надо серьёзно обсуждать, причём не завтра, а сегодня, потому что эффект от этих мер появляется не сразу», – сказал Кудрин. По его мнению, самое удобное время для повышения пенсионного возраста упущено, и сейчас, возможно, следует сделать упор на стимулировании более позднего выхода на пенсию.

Кудрин поддержал идею Шохина решить текущие проблемы ПФР за счёт бюджета: «Ресурсы для этого есть. Нужно время, чтобы принять более взвешенное, более системное решение по пенсионной реформе, и не возвращаться потом к ней ещё раз».

Председатель Комитета РСПП по развитию саморегулирования, вице-президент РСПП Виктор Плескачевский поддержал «тех, кто выступает против немедленного введения достаточно серьёзных изменений, предлагаемых “Стратегией”». По его мнению, идея отмены накопительной системы опирается на финансовую безграмотность населения. Плескачевский высказался за широкое обсуждение пенсионной реформы, за скорейшее заключение социального договора.

В ответном слове Министр труда и соцзащиты Максим Топилин поблагодарил выступавших. «Я не услышал каких-то резких критических замечаний в наш адрес, если не считать судьбу накопительной системы», – сказал Топилин и пригласил предпринимателей к участию в дальнейшей работе над «Стратегией» и сопутствующими законопроектами.

Министр подчеркнул, что повышать пенсионный возраст сейчас нецелесообразно. И поставил перед объединениями работодателей задачу: «В России около 15 млн человек работают на “сером” рынке. Работодатели за них страховые взносы не платят, а мы им платим пенсию. Давайте сформулируем предложения, как сделать так, чтобы страховые взносы платились за всех работающих. Некоторые тут говорили, мол, мы не отвечаем за пенсионеров. Не получится не платить взносы! Этого не будет», – пообещал Топилин.

Завершая заседание, Президент РСПП Александр Шохин согласился с мнением министра, что «внутри пенсионной системы ещё есть много резервов и на них надо посмотреть». Он также призвал бизнес высказывать больше конкретных предложений, искать убедительные аргументы в пользу сохранения накопительной системы и ещё раз выразил надежду на то, что Правительство РФ найдёт у себя дополнительные источники для финансирования ПФР. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!