голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Отрасль

Александр Алёшкин: «Наши разработки не имеют аналогов в зарубежной практике»

Генеральный директор ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» Александр Алёшкин рассказал о продукции одного их старейших предприятий судостроения, о создании Центром конкурентоспособного инновационного технологического оборудования, внедряемого на судостроительных и судоремонтных заводах России и поставляемого за рубеж.

– Александр Николаевич, какого вида продукция разрабатывается Центром?

– За более чем 70 лет с момента своего создания ЦТСС накопил большой опыт по разработке и внедрению принципиально новых технологий строительства кораблей, судов всех классов и назначений и другой морской техники. Статус Государственного научного центра РФ обязывает поддерживать высокий уровень на всех этапах проектирования, создания опытных образцов и внедрения продукции в производство. Среди продукции есть немало такой, которая не имеет аналогов ни в стране, ни за рубежом.

– Что это за уникальная продукция?

– Так, нами разработан ряд машин термической резки нового поколения типа «Ритм», исключающих необходимость механической обработки: они позволяют получать «чистые размеры» деталей корпусов судов. Среди них есть уникальное оборудование, например «Ритм» для крупногабаритного листа размерами до 4,5х23 метра. Кстати, так называлось первое научно-производственное объединение в судостроительной промышленности, созданное в 1969 году, чьим правопреемником стал Центр. Символично, что машина представляет собой первый в РФ обрабатывающий центр, выполняющий комплекс технологических операций, включая автоматизированную плазменную и кислородную резку, маркирование и разметку деталей, а также разделку кромок под сварку. По точности вырезки деталей (погрешность не более 0,5 мм на всей длине листа), диапазону толщин обрабатываемых листов (от 4 до 200 мм), многофункциональности и надёжности машина соответствует и частично превосходит уровень лучших мировых образцов. При этом цена машины в 1,8–2 раза ниже зарубежных аналогов.

В этом году широкопортальные машины будут внедрены на ОАО ДВЗ «Звезда», ОАО «Амурский судостроительный завод» и ОАО «ПО “Севмаш”».

Важной составной частью корпусных конструкций судов являются плоские узлы предварительной сборки – микропанели. Для их изготовления создан уникальный роботизированный комплекс сборки и сварки микропанелей для размеров листа до 3,2х12 метров и высоте набора до 0,5 метра. Эта разработка является совместной с немецкой фирмой IMG.

Мы одними их первых приступили к разработке технологии строительства судов-газовозов.

Главная особенность линии микропанелей – применение системы фотограмметрирования с двумя лазерами и камерами, которая обеспечивает получение фактических размеров элементов в 3D, что позволяет генерировать управляющую программу перемещения сварочного робота для сварки в нижнем и вертикальном положениях.

Действительно, наша продукция по многим параметрам превосходит зарубежную технику и не имеет аналогов. Например, ведутся работы по продлению срока службы стеклопластиковых конструкций подводной техники до 35–40 лет.

– В связи с освоением Арктики появились и новые направления морской техники. У Центра есть разработки в этой области?

– Да, можно сказать, мы одними из первых приступили к разработке технологии строительства судов-газовозов. В России пока нет опыта постройки таких судов. Центром проведена большая работа по подготовке производства отечественных верфей к их строительству. В настоящее время нами разрабатываются промышленные технологии изготовления элементов и монтажа систем хранения грузов, включая процессы формообразования, сварки, монтажа изоляции, испытаний на непроницаемость.

Не менее значимое направление деятельности Центра – создание судовой арматуры нового поколения, предназначенной для комплектации судов, кораблей и изделий морской техники для освоения шельфа. Замечу, что стоимость разработки аналогичной арматуры зарубежными компаниями в 1,5–1,7 раз выше.

– Получается, что при таком бурном развитии технологий у вас на предприятии, в России в судостроении проблем нет… Или есть?

– Конечно, есть! Одна из главных проблем, сдерживающих развитие судостроения в нашей стране, – не отвечающие современным требованиям и нормам технологического проектирования верфи. Последняя их модернизация проводилась почти полвека назад. Это не позволяет размещать новое высокопроизводительное оборудование, в том числе механизированные поточные линии с использованием крупногабаритного листа.

Построечно-спусковые сооружения верфей России по своим размерениям и грузоподъёмности обеспечивают постройку судов дедвейтом не более 70 тыс. тонн, а отсутствие стапельных кранов большой грузоподъёмности не позволяет применять методы крупноблочного строительства.

Мы являемся непосредственным разработчиком инвестиционных проектов по созданию в России современных судостроительных комплексов, предназначенных для строительства крупнотоннажных судов, буровых платформ и современных боевых кораблей.

Нами разработан ряд машин термической резки нового поколения типа “Ритм”, исключающих необходимость механической обработки.

Первый такой комплекс с использованием технологий мирового уровня создается на базе ДВЗ «Звезда» в городе Большой камень Приморского края. Строительство этой верфи начато в конце 2009 года. Затраты на её создание составят ориентировочно 65–70 млрд рублей.

Также планируется новый судостроительный комплекс на острове Котлин, создание которого связано с перебазированием мощностей ОАО «Адмиралтейские верфи» из центра Санкт-Петербурга. Это предприятие должно стать самой мощной и наиболее современной в технологическом плане верфью Российской Федерации, а в перспективе – ядром создаваемого Северо-Западного регионального кластера. Так что развитие отрасли происходит с нашим непосредственным участием! ПР

 

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!