голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Октябрь 2012 / Отрасль

Михаил Чемодуров: «Проект каждой нефтяной платформы уникален»

Группа компаний «Каспийская Энергия» – единственный российский интегрированный подрядчик, который предоставляет услуги по созданию объектов инфраструктуры для шельфовых месторождений, начиная от проектирования и заканчивая установкой в море. О проектах компании и строительстве платформ для морских нефтяных месторождений рассказывает генеральный директор ООО «Каспийская Энергия Управление» Михаил Чемодуров.

– Михаил Викторович, ваша компания – ведущее предприятие в шельфовом судостроении в южном регионе. Какие основные проекты выполнены или будут реализованы в перспективе на шельфе Каспийского моря?

– Для корректного ответа на вопрос необходимо пояснить, что предприятия Группы «Каспийская Энергия» имеют не только широкую специализацию, но и богатую географию. Например, наши конструкторские бюро – легендарные ЦКБ «Коралл» и КБ «Вымпел» – расположены в Севастополе и Нижнем Новгороде соответственно. За более чем 40−летнюю историю специалистами «Коралла» спроектированы практически все основные объекты обустройства морских месторождений в стране – от плавучих кранов до буровых установок. Особенно следует отметить успешный опыт сотрудничества ЦКБ «Коралл» с НК «Лукойл», сложившийся в последние годы.

Практически все объекты морских месторождений компании выполнены по проектам «Коралла», включая проекты основных добывающих платформ (ЛСП-1) для месторождений им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского, разрабатываемых «Лукойлом» в российском секторе Каспийского моря. Конструкторское бюро «Вымпел» специализируется больше на гражданском и военном судостроении. Количество построенных по проектам «Вымпела» судов превышает 6,5 тыс. единиц, это означает, что в среднем каждую неделю на различных верфях спускается на воду одно-два судна по проектам этого бюро.

Мы единственная в России компания, обладающая компетенцией EPCI-подрядчика, когда в рамках одной компании интегрированы инженерные, производственные и сервисные функции.

– В Южном федеральном округе, а именно в Астраханской области, расположены производственные мощности «Каспийской Энергии» – верфи и специализированный флот. Основная производственная площадка Группы – «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО). Судостроительный завод «Лотос», входящий в производственный дивизион Группы, сегодня плотно загружен объектами оффшорного и гражданского назначения. А компания «Крейн Марин Контрактор», представляющая наш сервисный дивизион, обладает уникальным для Каспийского моря флотом, включая плавучие краны грузоподъёмностью от 300 до 1600 тонн, которые используются на всём шельфе Каспия.

– На каком этапе находится строительство платформы для месторождения им. В. Филановского, которое разрабатывает НК «Лукойл»?

– Можно сказать, что проект каждой нефтяной добычной платформы абсолютно уникален. Такую специфику объекту диктуют место его установки и эксплуатации и такие характеристики, как температурный режим, глубины моря, особенности грунта, а также ледовая обстановка в зимний период. Исходя из перечисленных факторов, ещё на стадии проектирования оффшорных объектов применяются соответствующие инженерные решения. Например, 5 лет назад при проектировании и строительстве ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для месторождения им. Ю. Корчагина нами использовался корпус ПБУ «Шельф-7» с дополнительной установкой на нём ледовозащитной «юбки» массой около 2 тыс. тонн. Такое инженерное решение, обеспечивающее безопасное функционирование платформы в водах Каспийского моря, было уникальным и проектировалось именно под этот корпус.

Ледостойкая нефтяная платформа для месторождения им. В. Филановского, строящаяся с нуля, наоборот, изначально уже спроектирована для эксплуатации в ледовых условиях. Строится платформа на двух наших верфях одновременно: опорные блоки на «Лотосе», верхнее строение – на Астраханском судостроительном производственном объединении. Работы ведутся в соответствии с графиком, надеемся сдать объект заказчику – НК «Лукойл» – в обозначенный контрактом срок, в 2014 году.

– Много ли компаний в России строят подобную продукцию?

– Если говорить о комплексном подходе к реализации оффшорных проектов, то мы единственная в России компания, обладающая компетенцией EPCI-подрядчика, когда в рамках одной компании интегрированы инженерные, производственные и сервисные функции. Если говорить только о верфях, то построить нефтяную платформу, помимо площадок Группы, можно также на судостроительном заводе «Красные Баррикады» в Астрахани, в Северодвинске на «Севмаше», дальневосточных верфях.

В истории новой России пока отсутствует убедительный опыт строительства ледостойких нефтяных платформ. Мы с ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина, по сути, были первыми. Российские оффшорные месторождения только недавно начали открываться. А российский сектор Каспия и северный шельф – зоны со сложными природными условиями, требующими определённой технологической специфики при создании объектов обустройств месторождений. Уникальность каждого проекта и длительный цикл строительства диктуют необходимость постоянного решения таких типичных проблем при реализации оффшорных проектов, как своевременность организации поставок технологического оборудования, синхронизация процессов инжиниринга и строительства, а также дефицит основных производственных специалистов.

– Кадры для таких ответственных работ приглашали со стороны или они в компании прошли дополнительную подготовку?

– Если для реализуемого в 2006–2009 годах проекта ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина основных менеджеров и специалистов мы приглашали со стороны, включая иностранные компании, то сегодня практически на 100% обходимся собственным штатом. Актуальным на сегодня остаётся дефицит квалифицированной рабочей силы. И, видя перспективы загрузки астраханских верфей на ближайшие 5–10 лет, можно с сожалением констатировать, что этот дефицит будет только увеличиваться. Требования заказчиков к качеству работ растут с каждым днем, специальная подготовка и аттестация основных производственных рабочих становится обязательным условием при отборе персонала.

В истории новой России пока отсутствует убедительный опыт строительства ледостойких нефтяных платформ. Мы с ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина, по сути, были первыми.

Самыми актуальными и востребованными рабочими специальностями остаются высококвалифицированные сварщики, судосборщики, трубо- и механомонтажники.

– Вы в международных выставках участвуете?

– Обязательно! Совсем недавно мы вернулись с крупнейшей мировой отраслевой выставки SMM, где принимали участие в работе стенда Объединённой судостроительной корпорации. И, к слову, в результате многочисленных встреч и переговоров наши специалисты отметили, что российское судостроение сейчас переживает достаточно хорошие времена по сравнению с европейскими партнёрами. Все крупные судостроительные заводы России на данный момент имеют сформированные портфели заказов в сфере оффшорного, гражданского и военного судостроения. В то время как многие европейские верфи на данный момент имеют спад производства.

Проект каждой нефтяной добычной платформы абсолютно уникален. Такую специфику объекту диктуют место его установки и эксплуатации и такие характеристики, как температурный режим, глубины моря, особенности грунта, а также ледовая обстановка в зимний период.

Иностранным партнёрам наша компания интересна прежде всего как единственный в России EPCI-подрядчик. Особенно сейчас, когда Группа «Каспийская Энергия» имеет достаточный опыт работы на северном Каспии и присутствие в составе Объединённой судостроительной корпорации. Сегодня мы, действительно, обладаем убедительным ресурсом для реализации самых масштабных и амбициозных проектов. ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!