голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Бизнес и общество

Елена Истягина-Елисеева: «Необходимо работать ради желания прославить страну»

Директор ФГБУ «Центральный музей физической культуры и спорта» Елена Истягина — Елисеева говорит, что в последнее время прослеживается парадоксальная ситуация, когда молодые спортсмены и их наставники даже не знают, кто прославил прежде из нашей страны их вид спорта, какой техникой он обладал. Музей, который она возглавляет, пытается своей экспозицией и просветительской работой восполнить эти пробелы и восстановить связь между поколениями в спорте. В него часто приходят ветераны спортивного мира, которые рассказывают подрастающему поколению о своих успехах и победах, заслуживающих глубокого уважения.

«Необходимо работать ради желания прославить страну»

– Елена Александровна, ФГБУ «Центральный музей физической культуры и  спорта» имеет богатую историю. С чего всё начиналось?

– Ещё в 1950−х годах на территории стадиона Лужники был Музей спорта Лужников. Основой этого музея была коллекция, переданная Музеем спорта государственного центрального ордена имени Ленина института физической культуры, который располагался в здании на ул. Казакова, д. 18. Сам музей был открыт в 1918 году при поддержке В.И. Ленина и четы Бонч-Бруевичей. Вся учебная программа за 5 лет укладывалась в 2 томах. Сейчас институт находится на  Сиреневом бульваре. В 1957 году Госкомспорт распорядился создать Центральный музей физической культуры и спорта в Лужниках. В 1991 году после приватизации вся коллекция раскололась. Та, что была в Лужниках, там и осталась, а другая часть осталась в запасниках Госкомспорта. Сейчас идёт активное обсуждение возврата лужниковской части в государственное юридическое поле, та сторона очень открыта к диалогу, и я надеюсь, что передача в скором времени состоится.

В 1991 году после приватизации вся коллекция раскололась. Та, что была в Лужниках, там и осталась, а другая часть осталась в запасниках Госкомспорта.

Директором музея я стала в сентябре 2009 года по прямому указанию Министра спорта, туризма и молодёжной политики России Виталия Мутко, который увидел наш смелый музейный эксперимент на Сиреневом бульваре и сказал: «Хочу так же». Эксперимент был такой. Я считаю, что заниматься насильственно окультуриванием нельзя. Наши уважаемые студенты, если их приводить за руку, показывать на  какой-нибудь пыльный экспонат и говорить, что это наша великая история, весь смысл воспринимать не будут, и такой подход оставит только негативный оттенок. Для молодёжи историю нужно показывать доступными способами, она должна быть понятна и, учитывая современность, актуальна, интересна. Вместо того чтобы сохранять получердачное помещение, наш ректор при моей посильной поддержке и  помощи полностью изменил эту музейную концепцию. Мы решили вынести все экспонаты к людям, то есть расположили музей на всей территории университета. Таким образом, студенты стали живо интересоваться, что вокруг них, стали участниками этой истории. Когда всё это мы начали делать и создавать, наши коллеги, профессорско-преподавательский состав, подняли ужасный плач. Сказали, что всё разграбят, всё разворотят. Но за 3 года у нас не было ни одного инцидента! К приезду наших гостей мы ничего не убирали и не выставляли, оставляли всё как есть. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда был у нас, оставил очень тёплый отзыв. Его привлекла коллекция лыжных ботинок, в которых и он когда-то в детстве и юности занимался.

– Виталий Мутко тоже остался неравнодушным…

– Когда он всё это увидел: всю эту культурно-музейную концепцию, как люди находятся в ней, как чувствуют себя её частью, то оцененил это по достоинству. Таким образом, меня пригласили в этот музей на должность директора. Первым делом я обследовала всю территорию, ведь со времён перестройки музеем здесь никто не занимался, и всё было в запустении. В подвалах обнаружила горы мусора, среди которого ценные издания XIX века. В сентябре я начала работать, а уже в  мае вместе с ветеранами открывали первое здание. Это любимое детище министра, сюда он часто приводит иностранные комиссии и напоминает нам, что наши традиции должны заставлять нас работать ещё лучше. Если бы не поддержка министра и его соратников, то не смогла выстраиваться та концепция музея, что вы можете наблюдать сегодня. Он помог нам получить поддержку из казначейства, отдал нам это крыло усадьбы Разумовского, содействует во всех выставках, инициативах, инновационных проектах. За последние 2 года у нас было большое количество выездов, здание всё-таки не совсем приспособлено под музей. Поэтому мы много ездим, от российского Ачинска до швейцарского Веве.

Мы решили вынести все экспонаты к людям, то есть расположили музей на всей территории университета.

– Елена Александровна, как нам сегодня детям прививать любовь к  спорту, когда они весь день сидят у компьютера?

– На этот вопрос мне бы хотелось ответить некоторым ответным вопросом. Где вы видели ребенка, который настроен на тяжёлую физическую и моральную работу? Здесь играют роль родители, точнее, их фанатизм вовлечения ребёнка в тот или иной вид спорта и, безусловно, роль тренера в детской школе. Ведь маленьких детей привлечь к занятиям можно только одним способом – это ежедневно и  ежечасно заставлять. Потом, когда ребёнок уже начинает осознавать цель своей работы, когда к нему приходят первые успехи, отношение к спорту меняется: ребёнок сам начинает проявлять стремления, просыпается спортивный интерес, в  какой-то степени азарт. Как и в чтении, в изучении иностранных языков, так и в спорте ребёнка нужно заинтересовать, показать успехи предшественников. А если пресса пишет о том, что тот или иной вид спорта вреден или опасен, то ребёнок найдёт причину, чтобы не заниматься.

Приводит к нам тренер своего спортсмена, и оказывается, что оба ничего не знают о тех, кто прославил страну до них.

– Вы отводите значительную роль пропаганде со стороны СМИ?

– Безусловно. Вы не поверите, но сегодня я сталкиваюсь с парадоксальной ситуацией. Часто приводит к нам тренер своего спортсмена, и оказывается, что оба ничего не знают о тех, кто прославил страну до них, кто и какие места занимал в его виде спорта, какой техникой обладал. А когда разрывается связь между поколениями в спорте, люди начинают ориентироваться на малозначимые стимулы в спорте, к сожалению, чаще на материальный аспект. Необходимо работать ради желания показать себя лучшим, прославить страну, доказать и прежде всего самому свою роль в обществе, не упираться только в материальный мотив.

– Вы пытаетесь с этим бороться?

– Вы знаете, у нас потрясающие традиции. У нас потрясающие люди, к нам часто приходят ветераны спортивного мира, которые рассказывают подрастающему поколению о своих успехах и победах. Это такие моральные подвиги, которые заслуживают уважения. Хотя я и не являюсь поклонником американской культуры, но  у них очень многие фильмы связаны со спортивной тематикой. Фильмы о том, как дети побеждают благодаря волевым качествам или об индивидуальных спортсменах, их судьбе. А у нас такого нет, хотя потенциал реальных историй у нас куда больше. Нужно создавать информационные каналы, где это и будет показываться подрастающему поколению.

– Должна ли образовательная школа создавать такие информационные каналы?

– Наверно, скажу то, за что меня будут сильно ругать: у нас в школе есть некий олимпийский учебник, рекомендованный Министерством образования и науки России. Этот учебник в настойчивой манере рекламирует Олимпийские игры. Но, помимо англо-саксонского спорта, у нас есть давние традиции народных игр или забав. Вот якуты и буряты как-то стараются сохранить свои традиционные виды спорта. Это важная взаимосвязывающая нить в обществе.

Все студенты хорошие, замечательные, но они очень инертные, они не могут самоорганизоваться даже для личного досуга.

Возьмём, к примеру, лук – есть стрельба из лука у бурят, у калмыков, у  русских. Почему мы не показываем, что у нас в разных регионах есть свои уникальные традиции по каждому виду спорта? Почему такое неуважительное отношение к статусу учителя физкультуры? Необходимо работать со школьными учителями. Объяснять новые методики. Приглашать известных спортсменов на  мастер-классы. Но очень избирательно. Некоторые из них блистательны на сцене и  очень скромны в жизни. В этом нет ничего удивительного.

– Эти меры могут в комплексе с другими помочь формировать у детей активную гражданскую позицию?

– Я являюсь преподавателем высшей школы. Каждый год преподаватели жалуются на выпуск предыдущего года. Все студенты хорошие, замечательные, но они очень инертные, они не могут самоорганизоваться даже для личного досуга. Спрашиваешь у студента: «Ты гражданин?», он отвечает: «Да, гражданин!» «А что это?» А  объяснить уже, к сожалению, не могут. Если государство не может разработать эти механизмы диалога с подрастающим поколением, то всегда найдётся кто-то, кто заменит их… Поэтому мы получаем различные социальные конфликты сегодня.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!