голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Отрасль

Кадровый потенциал космической отрасли

Череда неудач в российской космической сфере, которая началась в декабре 2010 г. с утраты трёх спутников «Глонасс-М» и продолжилась проблемами с космическим аппаратом военного назначения «Гео-ИК-2» в феврале 2011 г. и спутником «Экспресс-АМ4» в августе того же года, заставила многих ещё раз обратиться к острейшей проблеме ракетно-космической отрасли, а именно к нехватке квалифицированных кадров.

космической отрасли

В марте текущего года сам глава Федерального космического агентства (Роскосмоса) Владимир Поповкин назвал пресловутый человеческий фактор одной из  причин последних аварий.

Очевидно, что любая самая совершенная технология не стоит ничего без наличия человеческого ресурса, который может эту технологию успешно применить на благо общества. Эта прописная истина, к сожалению, долгие годы игнорировалась в  российской космической сфере. Точнее, даже не игнорировалась: о проблеме старения кадров и постоянного снижения кадрового потенциала говорили и писали много, только традиционно «хотели, как лучше, а получалось, как всегда». И вот наступил глубочайший кризис, и начали падать спутники.

Почему сегодня так мало «романтиков освоения космоса»?

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов, рассуждая о современном состоянии нашей космической отрасли, отмечает, что в  настоящий момент космическая отрасль дорабатывает тот ресурс, который сложился ещё во времена Советского Союза. «Зачастую наши учёные и инженеры могут разработать замечательные проекты, но сделать опытные образцы просто некому», –  говорит Шатилов.

Разрыв между фундаментальной и прикладной наукой является весьма существенным. И объясняется тем, что система подготовки молодёжи в  профтехучилищах не работает, а квалифицированные кадры с практическим опытом доведения опытных образцов до промышленного производства либо уходят в  коммерческий сектор, либо выходят на пенсию, не передавая свои знания следующему поколению.

Ситуация сложная и в вузах. Сегодня выпускников вузов, молодых учёных и  специалистов космос не особо интересует. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), из общего числа выпускников 10 ведущих московских профильных вузов в 2010 г. менее 1% выразили желание работать в космической отрасли. Тогда же доля проектов, относящихся к  области космических технологий, в общем объёме новых инновационных разработок составляла 3–4%. Даже в 2005 г. эта доля была выше на 3%. При этом отрасль, как уже отмечалось, стремительно стареет. Средний возраст всех работников отрасли сегодня составляет 44 года, представителей руководства – свыше 50 лет, а  сотрудников профильных научных организаций – около 64. При этом средняя продолжительность жизни в России в 2011 г., по разным оценкам, составляла 66–69 лет.

Причины «старения» отрасли лежат на поверхности. Несмотря на то, что космические технологии в России рассматриваются государством в пятёрке приоритетных, престиж профессии специалиста космической отрасли серьёзно подорван. Это в советские времена создатели космических технологий пользовались льготами и преференциями. А сегодня, по данным Роскосмоса, средняя заработная плата в отрасли составляет 30 тыс. руб. Как результат, в отрасли работают люди либо преклонного возраста, либо молодёжь, а специалистов среднего возраста, с  уже накопленным опытом и значительным временным ресурсом по созданию ценности, практически нет.

Первоочередные меры по возрождению кадрового потенциала в  космической отрасли

Очевидно, что страна, первая отправившая человека в космос, не может себе позволить окончательно выбыть из мировой табели о рангах космических держав. Поэтому с точки зрения скорейшего запуска процессов восстановления кадрового потенциала нашей космической отрасли последние неудачи с запуском спутников сыграли скорее положительную роль, обострив наконец-то проблему, которая долгие годы существовала, но не решалась. И сегодня уже появились конкретные предложения по изменению кадровой ситуации, которые начали реализовываться. То  есть осуществляется долгожданный переход от слов к делу.

В конце 2011 г. заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин в  беседе с журналистами заявил, что в результате проведённой «работы над ошибками» принято решение о создании кадрового резерва Роскосмоса. Кроме этого, он пообещал провести встречи с руководителями российских технических вузов для обсуждения первоочередных мер для привлечения молодёжи в космическую отрасль.

Бесспорно, данные инициативы своевременны и нужны. Важно повышать материальную составляющую труда специалистов в космических технологиях, создавать для них предпосылки для карьерного роста, чтобы удерживать их в отрасли. Понятно также, что без этих изменений притока новых активных людей в  отрасль не будет. Однако не все проблемы можно решить простым увеличением финансирования и ротацией кадров.

Помимо повышения заработных плат и создания различных кадровых резервов, существует ещё ряд несложных, но действенных механизмов по активизации привлечения в отрасль и удержания в ней специалистов в долгосрочной перспективе. Речь в данном случае идёт о более активной популяризации в  российском обществе профессии специалиста по космосу. И начинать нужно в  младших классах средней школы.

За успешными примерами далеко ходить не надо.

Ключевыми разделами интернет-сайта Национального управления по  воздухоплаванию и исследованию космического пространства США, известного во  всём мире по аббревиатуре NASA, не являются разделы с описанием биографий руководителей управления или с перечислением нормативно-правовых актов, регламентирующих работу NASA. Одним нажатием на клавиатуре компьютера на  главной странице сайта вы можете, например, перейти в раздел «Для студентов» или в раздел «Для учителей и преподавателей», где в интерактивной форме рассказывается о важности освоения космоса, практически в режиме реального времени можно следить за нынешними проектами американских специалистов по  изучению космоса. Любой школьник, находясь в классе, может зайти на сайт и  самостоятельно или с помощью преподавателя найти массу интересной информации о  работе NASA.

Страна, первая отправившая человека в космос, не может себе позволить окончательно выбыть из мировой табели о рангах космических держав.

Есть раздел, который называется «Дети NASA». Там для самых маленьких детей в  доступной форме представлена информация о Солнечной системе и тайнах космоса. С  помощью специальных программ, которые можно бесплатно скачать с сайта, школьники и студенты могут выполнять домашние задания по астрономии. NASA даёт наиболее подготовленным студентам стипендии для продолжения образования, приглашает школьников и студентов на свои объекты на экскурсии, ведёт активную просветительскую деятельность в местных сообществах, встречаясь с членами большого количества организаций, рассказывая, на что идут деньги налогоплательщиков и для чего важно изучение космоса в XXI веке. И это помимо того количества фильмов (многие из которых стали мировыми блокбастерами), центральной темой которых является космос и связанные с ним явления.

 

NASA даёт наиболее подготовленным студентам стипендии для продолжения образования, приглашает школьников и студентов на свои объекты на экскурсии.

Представляется, что подобное продвижение среди школьников и студентов важности темы изучения космоса для развития нашего общества не стоит чрезмерно больших денег. А отдача перекрывает во много раз затраты. По опыту личного общения с большим количеством американских студентов и школьников могу точно сказать, что в NASA хотят работать многие. Работа там считается в американском обществе почётной, несмотря на то, что платят в NASA намного меньше, чем в  частных корпорациях. То есть разрыв в заработных платах между специалистами, работающими в NASA на федеральное правительство США, тоже есть, хотя и не такой гигантский, как у нас.

Большинство мальчишек нашего поколения и постарше в детстве хотели стать космонавтами. Настоящими героями для нас были Гагарин, Титов, Леонов. Сегодня у  подрастающего поколения другие идеи о будущей профессии и иные кумиры. Конечно, мало кто из нас стал космонавтом, но романтика космоса влекла нас всегда, и в глубине души мы знали тогда и продолжаем верить сейчас в то, что космос – это важно. Космос нужно изучать постоянно, создавать технологии по его освоению, отправлять космонавтов и спутники к звёздам.

И даже не став космонавтами, мы всё-таки из того времени, когда ракетчики заслуженно были самыми уважаемыми людьми.

Хотелось бы, чтобы и наши дети, даже если они никогда сами не станут космонавтами или создателями ракет, выросли в стране, где им с детства прививают интерес к изучению космоса и дают возможность наблюдать, как развивается космическая отрасль; в стране, где космические технологии являются приоритетной отраслью не только на бумаге и спутники не падают так часто из-за утерянного кадрового потенциала.

И даже не став космонавтами, мы всё-таки из того времени, когда ракетчики заслуженно были самыми уважаемыми людьми.

Страна, лидирующая в изучении космоса, обеспечивает себе будущее. И чем раньше в это окончательно поверит наше государство и начнёт не только вкладывать средства в космические технологии, но и в развитие кадров, занимаясь целенаправленным продвижением важности космической тематики в нашем обществе, тем быстрее мы восполним утерянные конкурентные преимущества и начнём создавать современные технологии освоения космоса, не полагаясь только на устаревшие разработки советских времён.

Олег Калинский,
к.э.н., доцент кафедры прикладной экономики НИТУ «Московский институт стали и сплавов»

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!