голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Главная тема

Владимир Владимиров: «Ямал перестаёт быть территорией временного проживания»

Ямало-Ненецкий автономный округ известен как главная ресурсная база газовой отрасли России, на которую в немалой степени опирается экономика страны. И не секрет, что за время эксплуатации из недр Ямальского региона извлечено огромное количество углеводородного сырья. Значит ли это, что «золотое время» изобилия заканчивается? О том, как складывается сегодня ситуация в нефтегазовом комплексе арктического края, о новых подходах к соблюдению экологической безопасности региона и реализации крупнейших инфраструктурных проектов журналу «Промышленник России» рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров.

«Ямал перестаёт быть территорией временного проживания»

– Владимир Владимирович, говоря о перспективах газовой отрасли России, в первую очередь слышим – «полуостров Ямал». Каковы запасы углеводородов на этом полуострове и как вы планируете минимизировать вмешательство предприятий ТЭК в крайне хрупкую северную экосистему?

– Полуостров Ямал и его акватории – это 32 уже открытых месторождения углеводородов, перспективные и прогнозные ресурсы которых оцениваются в десятки триллионов кубометров газа и миллиарды тонн нефти и конденсата. Первоочередной объект на полуострове – Бованенковское месторождение. Только его запасы – около 5 трлн куб. м газа. Проектный объем добычи – 115, а в перспективе – 140 млрд куб. м в год. Сейчас на Бованенково завершён монтаж оборудования первого пускового комплекса, проведены необходимые испытания и близятся к окончанию пуско-наладочные работы. Летом нынешнего года он будет введён в эксплуатацию. Бованенково – это стартовая площадка для выхода на арктические территории. При их освоении уже проводится и будет проводиться в дальнейшем постоянный экологический мониторинг.

Есть эффективные технологии по защите окружающей среды. Работают замкнутые системы водоснабжения. Внедрены технологии, снижающие тепловые и механические воздействия на мёрзлые грунты. Есть техническая и биологическая рекультивация. Забор воды осуществляется только с использованием рыбозащитных устройств. Устроены специальные переходы для свободной миграции оленьих стад. Здесь важно то, что у региона есть практические механизмы, позволяющие строго следить за  соблюдением экологических требований.

– Неосвоенные запасы полуострова Ямал – это единственная возможность в ближайшее время нарастить объёмы добычи «голубого топлива»?

– Россия в год добывает до 680 млрд куб. м газа. В пятилетней перспективе эта цифра может быть увеличена более чем на 100 млрд. Одно Бованенковское месторождение на полуострове Ямал даёт увеличение на 115–140 млрд. Повторю утверждение многих авторитетных специалистов отрасли: в данном случае Ямальский полуостров безальтернативен. В дальнейшей перспективе только полуостров Ямал с  выходом на арктические шельфы может обеспечить добычу в 360 млрд куб. м газа. Кроме того, в регионе есть ещё и Гыданский полуостров, запасы которого по  нынешним оценкам сопоставимы с Ямалом, но пока мало изучены. Понятно, что с  арктическими территориями надо быть аккуратнее, ошибки здесь недопустимы – это не Мексиканский залив, и ликвидировать любую аварию будет гораздо сложнее. Что касается наращивания добычи, то уверен, топлива будет добыто ровно столько, сколько его необходимо для потребления в России и для выполнения всех обязательств нашего государства перед зарубежными партнёрами.

C арктическими территориями надо быть аккуратнее, ошибки здесь недопустимы –   это не Мексиканский залив, и ликвидировать любую аварию будет гораздо сложнее.

– На карте России явно видно, что Ямал, действительно, Край земли. Не зря его так назвали коренные жители – ненцы. Каким образом будет доставляться добытое сырьё до потребителей?

– До начала освоения полуостров вообще не имел ни транспортной, ни  трубопроводной инфраструктуры. Только в начале 2010 года было открыто рабочее движение по железной дороге «Обская – Бованенково». Протяжённость этой трассы всего 525 км. Но эти километры проложены по непроходимой тундре, на вечной мерзлоте. Наши строители-первопроходчики и здесь были первыми в мире. Применив уникальные технологии, они, например, насыпь железной дороги выполнили из  влажного пылеватого песка. Именно такой песок под воздействием низких температур приобретает необходимую прочность. Для того чтобы обеспечить устойчивость конструкции земляного полотна в летние месяцы, «Газпромом» была разработана и применена уникальная послойная система термоизоляции. То есть поверх замёрзшего песка был уложен пенополистерол, а дополнительно ещё сооружены обоймы из геотекстиля. Никто в мире в глубоком Заполярье этого ещё не  делал. Но самым сложным участком железной дороги стал мост через пойму реки Юрибей. Эта река для коренных северян священна. Опоры моста, протяжённость которого составляет около 4 км, выполнены из металлических труб, которые забурены в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 м и заполнены армированным бетоном. Именно так строители сохранили реку в первозданном виде.

Бованенково – это стартовая площадка для выхода на арктические территории.

Трасса «Обская – Бованенково» позволяет обеспечить круглогодичную и, что крайне важно в арктических условиях, всепогодную доставку грузов и персонала на  месторождения Ямала. Железная дорога даст возможность перевозить до 3 млн тонн грузов в год. По планам, «Газпром» в 2013 году продолжит строительство этой трассы дальше на север полуострова – от Бованенково до Харасавэя. А Харасавэй –  это морской порт на Карском море. То есть можно говорить о том, что, начиная с  Бованенковского месторождения, с его железнодорожной связи с «большой землёй» и  дальнейшей трассой к Карскому побережью прокладывается прямой путь к южному берегу Карского моря, к Ледовитому океану. А это прямой выход на Северный морской путь, на масштабное освоение Россией Арктики.

Что касается трубопроводного транспорта, то для прокачки газа с полуострова в Единую систему газоснабжения России создаётся новая газотранспортная система. Её протяженность превысит 2,5 тыс. км, из которых 1100 км от Бованенково по  направлению к Ухте проходит по ямальской тундре и по дну Байдарацкой губы. Строительство системы началось в конце 2008 года. Ввод запланирован на 2012 год, одновременно с вводом в эксплуатацию Бованенковского месторождения.

По факту сегодня на полуострове Ямал не только формируется новый мощный центр газодобычи, но и создаётся транспортная и газотранспортная инфраструктура для выхода к Арктике.

– Что принесёт округу реализация проекта «Ямал-СПГ»?

– Этот проект – создание нового российского центра по производству сжиженного природного газа (СПГ). «НОВАТЭК» приступил к его реализации по  поручению Правительства РФ в 2010 году. Проект предполагает создание мощностей по производству, хранению и отгрузке СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения, с последующим подключением месторождений Тамбейской группы. Завод СПГ будет построен в районе арктического посёлка Сабетта.

Что это для Ямало-Ненецкого округа? Это тысячи новых рабочих мест, причём эти рабочие места элитные. Это дополнительные поступления в окружную казну, это новый мощный этап социально-экономического развития региона. Но, кроме того, реализация этого проекта позволяет создать конкурентоспособную логистическую модель, которая обеспечит круглогодичные поставки сжиженного газа на рынки Европы, Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. Ямал-СПГ – это принципиально новый маршрут экспорта российского –  ямальского газа. Развитие Севморпути, формирование ледокольного флота одновременно с производством сжиженного газа, с освоением полуострова Ямал и  шельфов открывает широкие перспективы не только топливно-энергетическим компаниям и региону, но и экономике России в целом. Всё это обернется ростом товарооборота, созданием новых предприятий и целых отраслей. Россия будет иметь и ресурсы, и технологии, а главное – основание и практическую возможность активно работать в Арктике.

Россия будет иметь и ресурсы, и технологии, а главное – основание и практическую возможность активно работать в Арктике.

– Этот проект включён в стратегию развития региона до 2020 года?

– Конечно. Как и другие программы по освоению углеводородных запасов округа, в том числе программы по освоению месторождений полуострова Ямал, ачимовской толщи Уренгойского района, месторождений полуострова Гыдан и шельфа. Стратегией предусматривается также строительство технологической инфраструктуры –  трубопроводов, железнодорожных и автомобильных линий, аэропортов. Важно, что в  этом документе рядом с проектами ТЭКа есть и другие, без реализации которых выполнение первых будет неполным и неправильным. Это проекты по восстановлению высокотоварного оленеводства, по искусственному разведению сиговых пород рыб, по безотходным технологиям переработки продукции оленеводства и рыболовства, созданным на основе инновационных энергосберегающих технологий. Мы максимально стараемся задействовать все наши ресурсы и конкурентные преимущества, главным понимая то, что ямальские города и посёлки должны быть комфортными для проживания. Ямал перестаёт быть территорией временного проживания. Ямальцы отсюда уезжают в отпуск, а возвращаются в свой родной дом.

– Ямал в последнее время всё активнее позиционирует свои туристические возможности. Причём говорят, что в турбизнес идут работать и  представители коренных народов Севера. Власти Ямала поддерживают такую инициативу?

– Любую дельную инициативу надо поддерживать. Какой бы идея ни казалась фантастической, она может принести реальную выгоду. Да, мы живём на Севере. На  Севере Крайнем. Но при этом Ямал журналом Forbes включён в список восьми самых необычных мест в России, в которых туристу нужно побывать, чтобы получить действительно незабываемые впечатления. Помимо Ямала, в этот список попали заповедник Аркаим в Челябинской области, цветение лотоса в Астраханской области, эпицентр Тунгусского взрыва в Красноярском крае, алмазный карьер «Мир» в Якутии…

У нас уже разработаны и действуют более 60 туристических маршрутов: этно- и экотуризм, туризм исторический, охота-рыбалка, горнолыжный отдых, сплавы по горным рекам.

У нас уже разработаны и действуют более 60 туристических маршрутов: этно- и  экотуризм, туризм исторический, охота-рыбалка, горнолыжный отдых, сплавы по  горным рекам. Есть совсем экстремальные, типа снегоходного пробега «Сибирский экстрим». Его участники в последней декаде марта за7 дней на снегоходах проходят более тысячи километров по заснеженной лесотундре округа. Есть «чумовой отдых» на базе этностойбищ, который особенно любят иностранцы. А  коренные тундровики, действительно, охотно идут в турбизнес: они, по сути, живут своей жизнью, а рядом с ними – туристы, которые и приехали вот за этими уникальными традициями, оленями, проживанием в чуме и национальной кухней.

Успешные примеры развития экологического туризма в России есть. В Карелии, например, очередь из туристов на полгода вперёд, путёвка на неделю стоит 10  тыс. долларов. За эти деньги можно в Турцию съездить 4 раза, причём всей семьей. Но Север – это ведь такая красотища!

– До туризма ли сейчас, когда все говорят о новой волне кризиса…

– Если так рассуждать, то до него и до других проектов очередь вообще никогда не дойдёт. Всё надо успевать. Ямал – это не вахтовая территория, это наш дом, который нужно сделать комфортным для жизни.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!