голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Мониторинг

Обзор текущего законодательства Февраль 2012 г.

Государственная Дума нового созыва начала работу. Она успела, в частности, ратифицировать Протокол, вносящий изменения в Соглашение между правительствами России и Кипра об избежании двойного налогообложения. Кроме того, вступили в силу некоторые законы, принятые прежним составом парламента, – речь идёт прежде всего об актах, создающих правовую основу для Суда по интеллектуальным правам. Он создаётся в системе арбитражных судов и должен будет рассматривать дела, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав. Я бы обратил особое внимание на этот новый институт. Суд по интеллектуальным правам будет, в частности, рассматривать споры о предоставлении и прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Заслуживает также серьёзного внимания определение Конституционного Суда по проблеме самовольных построек. Настоящий обзор включает также ряд наиболее значимых, на наш взгляд, постановлений Правительства РФ.

Февраль 2012 г.

Ратифицирован протокол к Соглашению между рф и кипром об избежании двойного налогообложения

Принят Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 9−ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998  года».

Протокол является неотъемлемой частью Соглашения, вступит в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур и будет применяться с начала календарного года, следующего за годом его вступления в  силу. Ожидается, что по выполнении процедур Протокол начнёт применяться с 1 января 2013 г.

К существенным нововведениям Протокола относятся следующие:

1. Облагается реализация акций, более 50% стоимости которых относится к  недвижимости

Доходы от реализации акций компании, более 50% стоимости которой составляет недвижимое имущество в договаривающемся государстве, могут облагаться налогом у  источника в этом государстве. Из этих доходов исключаются доходы по акциям, полученным в ходе реорганизации компании или котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже, а также если получателем дохода является пенсионный фонд, фонд обеспечения персонала или правительство государства. Данная норма будет применяться с начала года по истечении 4 лет с даты вступления Протокола в  силу, т.е. в любом случае не ранее 2017 г. Обращаем внимание, что при буквальном прочтении указанное положение может применяться к реализации не  только российских, но и иностранных долей и акций.

2. Допускается применение правил тонкой капитализации

В качестве дивидендов стали рассматриваться доходы, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, даже если они получены в форме процентов. Одновременно такие дивиденды исключены из понятия «проценты». Всё это позволит применять к российским компаниям с кипрским участием правила п. 2 ст. 269 Налогового кодекса РФ о переквалификации выплат контролируемой процентной задолженности в дивиденды. С  учётом позиции ВАС РФ о возможности применения правил тонкой капитализации независимо от положений налоговых соглашений о недискриминации, высказанной в  постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 8654/11 по делу ОАО «Угольная компания “Северный Кузбасс”», можно ожидать, что с внесением в  Соглашение изменений налоговые органы будут предъявлять соответствующие налоговые претензии при переквалификации процентов в дивиденды также для целей налогообложения выплат у источника.

3. Налоги у источника распространяются на доходы из паевых фондов, а также на доходы от инвестирования в недвижимость.

Суд по интеллектуальным правам – первый специализированный суд в  россии

Вступили в силу:

• Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. № 4−ФКЗ «О  внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по  интеллектуальным правам»;

• Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. № 422−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с  созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

Указанные акты предусматривают, что в системе арбитражных судов образуется Суд по интеллектуальным правам (далее – Суд), который будет рассматривать дела, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав. Определено положение Суда в системе российских судов и его компетенция, внесены соответствующие изменения в российское законодательство. Суд должен быть создан не позднее 1 февраля 2013 г., общая численность судей арбитражных судов увеличится на 30 единиц.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» дополнен статьей, согласно которой Суд является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах свой компетенции дела по спорам, связанным с  защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

В системе арбитражных судов образуется Суд по интеллектуальным правам,

который будет рассматривать дела, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в новой главе установил полномочия, порядок образования и  деятельности Суда.

Суд уполномочен рассматривать следующие дела по первой инстанции:

• об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в  области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

• по спорам о предоставлении и прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).

Суд уполномочен также рассматривать в качестве суда кассационной инстанции дела:

• рассмотренные им по первой инстанции (рассматриваются президиумом Суда);

• о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами (рассматриваются коллегиальным составом судей Суда).

Суд уполномочен пересматривать по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ дополнен нормой о том, что жалоба на  определение Суда, вынесенное им по первой инстанции, может быть подана в  президиум этого суда для рассмотрения в кассационной инстанции в срок не более месяца со дня вынесения определения, если иные порядок и сроки не установлены АПК РФ.

В Гражданский кодекс РФ внесены изменения в части указания на орган, уполномоченный рассматривать заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака: вместо Палаты по патентным спорам впредь до начала деятельности Суда таким органом будет являться арбитражный (неспециализированный) суд.

В рассматриваемых новых законах также сформулированы следующие важные переходные положения:

• Дела, отнесённые к компетенции Суда и на день начала его деятельности находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам гражданского процесса.

• Дела, рассмотрение которых отнесено Арбитражным процессуальным кодексом РФ  в редакции указанных выше законов к компетенции Суда, впредь до начала деятельности Суда рассматриваются в соответствующем суде, принявшем их к производству.

• Кассационные жалобы, принятые к производству федерального арбитражного суда округа и не рассмотренные им до начала деятельности Суда, рассматриваются в этом федеральном арбитражном суде округа.

• Заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, поданные заинтересованным лицом в Палату по  патентным спорам до 8 декабря 2011 г., рассматриваются Палатой, а заявления о  досрочном прекращении, поданные после этой даты, до начала деятельности Суда рассматриваются в Арбитражном суде города Москвы.

Определение конституционного суда рф о самовольных постройках

Принято Определение Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. № 147−О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “БИС” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2  статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Определение). Несмотря на то, что жалоба заявителя не была рассмотрена по существу, в  Определении зафиксирован ряд весьма важных позиций Конституционного Суда РФ по вопросам самовольных построек.

В 2008 г. году по иску администрации города АЗС была признана самовольной постройкой,

а в 2010 г. по решению суда на ООО «БИС» возложена обязанность освободить спорный земельный участок от самовольного строения.

Как следует из судебных актов, ООО «БИС» в 2006 г. купило спорные здания и  сооружения автозаправочной станции у ООО «Аэлита», а спустя несколько месяцев последнее было ликвидировано по решению учредителей. В 2008 г. году по иску администрации города АЗС была признана самовольной постройкой (основная причина – было согласовано строительство АЗС некапитального типа, а построена капитальная АЗС), а в 2010 г. по решению суда на ООО «БИС» возложена обязанность освободить спорный земельный участок от самовольного строения.

Арбитражные суды обязали ООО «БИС» снести приобретённую им АЗС, опираясь на  разъяснения п. 24 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 №  10/22: в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не  осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы  постройка не являлась самовольной, например, в случае отчуждения самовольной постройки, – её приобретатель.

Заявитель (ООО «БИС»), обращаясь в КС РФ, полагал, что оспариваемый им п. 2  ст. 222 Гражданского кодекса РФ, закрепляющий ответственность за возведение самовольной постройки, не содержит указания на необходимость установления вины лица, осуществившего самовольную постройку, притом что устоявшееся в  правоприменительной практике толкование этой нормы исключает такую необходимость, тем самым допуская возложение на него бремени сноса постройки фактически независимо от наличия его вины в возведении самовольной постройки.

КС РФ не согласился с заявителем и, сославшись на несколько своих решений, отметил, что п. 2 ст. 222 ГК РФ не предполагает, вопреки мнению заявителя, возложения на невиновное лицо обязанности по сносу за свой счёт самовольной, не  им созданной постройки.

КС РФ отметил также, что к компетенции судов общей юрисдикции или арбитражных судов относится установление и исследование фактических обстоятельств, в том числе:

• установление наличия (или отсутствия) вины покупателя незаконно возведённого не им капитального строения, в частности, проявил ли заявитель при покупке строения необходимую для получения соответствующих сведений о  законности его постройки степень заботливости и осмотрительности;

• решение вопросов о возмещении убытков, причинённых приобретателю самовольной постройки лицом, непосредственно осуществившим данную самовольную постройку, либо государственным органом, зарегистрировавшим в качестве капитального объекта временное строение и переход права собственности на него от застройщика к заявителю.

Таким образом, можно предположить, что с принятием Определения арбитражные суды и суды общей юрисдикции будут более тщательно подходить к исследованию вопросов о наличии вины в действиях ответчика по искам о сносе самовольной постройки. Соответственно, у таких лиц появится больше шансов сохранить постройку или хотя бы возместить связанные со сносом убытки.

Уточнение перечня органов власти, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию

Принято Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 92) и Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 110 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на  ввод в эксплуатацию отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта» (далее – Постановление № 110).

Уточнён перечeнь органов власти, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию

отдельных объектов морского и внутреннего водного транспорта.

По общим правилам, установленным в ч. 4 ст. 51 и ч. 2 ст. 55  Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдаются органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением ряда случаев. В развитие этих положений Правительство РФ установило, что:

1) Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти):

• в случае если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

• гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в  соответствии с законодательством.

Данные положения установлены в Постановлении № 92.

2) Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на  строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию:

• объектов инфраструктуры морского порта, являющихся объектами капитального строительства;

• гидротехнических сооружений первого и второго классов, являющихся объектами капитального строительства и относящихся к инфраструктуре внутренних водных путей.

Перечень теперь расширен за счёт включения в него ряда некоторых инженерных и технических специальностей,

таких, как инженер по сварке, техник-технолог, техник по наладке и испытаниям и др.

Данные положения установлены в Постановлении № 110.

Перечень профессий (специальностей, должностей), на которые работодатель может привлекать иностранных граждан в 2012 г. без обязательного предварительного получения квоты

19 февраля вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1653н (далее – Приказ), которым был утверждён перечень профессий (специальностей, должностей), на  которые работодатель может привлекать иностранных граждан в 2012 г. без обязательного предварительного получения квоты.

Утверждённый Приказом перечень профессий (должностей) на 2012 г. увеличился до 41 позиции (по сравнению с 32 в 2011 г.). В перечень 2012 г. традиционно включён ряд руководящих должностей, таких как президент ассоциации, генеральный директор АО, генеральный директор предприятия, директор департамента, директор филиала и др.). Но этот перечень теперь расширен за счёт включения в него ряда некоторых инженерных и технических специальностей, таких как инженер по сварке, техник-технолог, техник по наладке и испытаниям и др.

На 2012 г. утверждено 460 510 приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и 1 745 584 разрешений на работу (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 892).

Утверждён перечень международных финансовых организаций,
сделки с участием которых не требуют согласования
при осуществлении иностранных инвестиций в российские стратегические общества

Принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 119−р, которым утверждён перечень международных финансовых организаций, сделки с участием которых не подлежат предварительному согласованию в соответствии с федеральными законами «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

К данным организациям относятся:

1. Международные финансовые организации, созданные в соответствии с  международными договорами, участником которых является Российская Федерация:

• Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Черноморский банк торговли и развития, Евразийский банк развития, Межгосударственный банк, Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества.

2. Международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры:

• Северный инвестиционный банк, Европейский инвестиционный банк.

Однако, как и ранее, названные организации не получают права на приобретение контроля в отношении российских стратегических хозяйственных обществ.

После 1 июля 2012 г. цену продажи земельных участков в Московской области будет определять Правительство Московской области

Принят Закон Московской области от 17.02.2012 № 11/2012−ОЗ «О  внесении изменений в Закон Московской области “О регулировании земельных отношений в Московской области”» (далее – Закон).

Ряд изменений внесён также в порядок определения арендной платы при аренде земельных участков,

находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Закон направлен прежде всего на приведение Закона Московской области «О  регулировании земельных отношений в Московской области» в соответствие с  последними изменениями федерального законодательства. Законом определено также, что с 1 июля 2012 г. цена продажи земельных участков, находящихся в  собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, будет устанавливаться Правительством Московской области. Соответствующий нормативный правовой акт Правительства Московской области пока не принят.

Ряд изменений внесён также в порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (в  частности, в некоторые правила изменения арендной платы в одностороннем порядке и применения коэффициента при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства).

Закон вступил в силу на следующий день после его официального опубликования, т.е. 1 марта 2012 г. Ряд положений Закона применяется при определении размера арендной платы с 1 января 2013 г.

Андрей Гольцблат,

Обзор подготовлен
юридической фирмой
Goltsblat BLP

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!