голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Апрель 2012 / Отрасль

Сергей Миллер: «Очевидно, что за ДЗЗ будущее»

ГИС-Ассоциация – негосударственная и некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах специалистов высших учебных заведений, научно-исследовательских, производственных, инженерных, проектно-конструкторских, информационных и других организаций, занятых в области разработки и применения геоинформационных технологий на территории бывшего СССР.
Главной задачей этой организации является построение цивилизованного рынка геоинформатики в России. О том, почему так трудно идёт сегодня этот процесс, рассказывает президент ГИС-Ассоциации Сергей Миллер.

«Очевидно, что за ДЗЗ будущее»

– Сергей Адольфович, поясните, пожалуйста, что включает в себя понятие «геоинформационные технологии»? И, соответственно, каковы основные направления деятельности вашей Ассоциации?

– Речь идёт о технологиях в областях, так или иначе связанных с  пространством земли: географии, геологии, геодезии, картографии, ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли), градоустройства, кадастра, навигации и  целого ряда других. А в сочетании с информационными технологиями мы можем говорить о задаче создания полной виртуальной цифровой модели, адекватной реальному миру. Очевидно, что за этим будущее. Сегодня роль пространственных данных становится определяющей при принятии управленческих решений. Без использования, к примеру, достоверных сведений обо всех постройках, неучтённых землях, посевах культур и т.д. невозможно оценить ситуацию и принять правильное управленческое решение. Собственно, это касается практически всех отраслей. И  сегодня сведения нам нужны в цифровом виде – в виде пространственных данных. Их  мы можем получить, используя цифровые геодезические и космические технологии.

Сегодня роль пространственных данных становится определяющей при принятии управленческих решений.

В этой сфере мы и работаем. Полное название нашей ассоциации –  «Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг». Ключевые слова – «содействие развитию рынка». И занимаются этим содействием эксперты. Причём самые неравнодушные, самые авторитетные, компетентность которых в их профессиональной сфере оспаривать никому в голову не придёт.

– Содействовать – как? Формы могут быть разными.

– Прежде всего информационное обеспечение рынка: информирование профессионального сообщества, потенциальных и реальных потребителей, властных структур – всех, кого эта тема интересует. Раньше занимались этим в основном за  счёт издания и поддержки специальных журналов, справочников. Мы и сегодня издаём два журнала, но основным источником информации стал наш геоинформационный портал gisa.ru. Кроме того, проводим специальные выставки, конференции, семинары – как минимум шесть мероприятий общероссийского масштаба ежегодно.

С 2004 года ГИС-Ассоциация активно включается в процессы определения ключевых направлений развития отечественной геоинформатики: участвует в  разработке стандартов, нормативно-правовых актов, методических рекомендаций.

По нашей инициативе ряд министерств и ведомств вёл и ведёт сегодня научно-исследовательские работы по направлениям, так или иначе связанным с  вопросами геоинформатики.

В 2006 году Правительство РФ одобрило ключевой стратегический документ развития отрасли – Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ.

Потом при нашем самом активном участии были разработаны концепции Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Единой адресной системы, совершенствования отрасли геодезии и картографии. К  подготовке всех этих документов ГИС-Ассоциация имеет самое непосредственное отношение. В последние годы она осуществляет публичную, независимую экспертизу федеральных и региональных проектов, затрагивающих область геоинформатики. Особо подчеркну: именно независимую и публичную экспертизу. Потому что наша Ассоциация, за счёт индивидуального членства, организация независимая – ни от властных структур, ни от коммерческих организаций.

– Концепции – это, конечно, хорошо. Но, согласитесь, уж в чём – в чём, а в подобных документах недостатка сегодня у нас в стране не наблюдается. Пишут много. Но вот когда дело доходит до реализации… И ещё: вы проводите экспертизу. А к мнению экспертов Ассоциации прислушиваются?

– Да, прислушиваются. Думаю, игнорировать его просто невозможно. Другой вопрос, что учитывают сразу далеко не всегда. Что касается реализации концепций, то здесь ситуация непростая. Принципы учитываются, безусловно, ставятся в план. Но их реализация уже зависит от массы субъективных факторов, и, к сожалению, не всегда проводится эффективно. Вернее, так скажем – в основном проводится неэффективно. Но это не умаляет значимости самих этих работ, так как их главное достоинство – правильно определить основные тенденции развития и предложить механизмы их ускоренной реализации.

Возьмём Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных. Хорошая концепция, учитывающая и развивающая мировой опыт. Она одобрена, «галочку» поставили, но вот серьёзно заниматься её реализацией госструктуры пока не собираются. А между тем там заложена программа построения цивилизованного рынка в области геоинформатики, которая даёт совершенно новые, не реализованные сегодня степени свободы для потребителя. Речь идёт о принципах построения рынка, которые вряд ли изменятся в ближайшие десятилетия.

– А вообще, правомерно сегодня говорить о российском рынке геоинформационных услуг и технологий?

– В настоящий момент – как об очень слабом, неразвитом. Если взять, например, такую область, как космическое дистанционное зондирование Земли, то  его объём всего около 50 млн долл. в год при размере мирового около 1,5 млрд долл. Но, несмотря на это, здесь вполне рыночная ситуация: на российском рынке коммерческих продаж данных в основном конкурируют две компании – «Совзонд» и  «СканЭкс». У них несколько отличные принципы работы, разные возможности, но  всё-таки можно говорить о конкуренции. Хотя полностью реализовать свои возможности им сегодня трудно из-за существующей параллельно весьма неэффективной конструкции бесплатных государственных поставок отечественных данных. Здесь совершенно очевидно – это вопрос государственной политики.

Понятно, что данные ДЗЗ используются в военных целях. Как у нас, так и в США. Как поставлено дело у них? Пентагону нужны данные из космоса – проводится серьёзная аналитическая работа, обосновывающая, каковы должны быть параметры открытых данных для обеспечения бесспорного технологического лидерства США в  этой сфере. Затем конкурирующим организациям выдаются две-три лицензии. Только потом объявляются конкурсы. Победители – конкуренты получают гарантированный многолетний заказ на эти данные от государства. Под такой контракт компании могут взять в банке солидный кредит – на необходимые научные разработки, запуск спутника, поддержание его работы в течение нескольких лет. Заметьте – это всё в  конкурентном режиме! То есть вкладывают свои деньги в высокие технологии. И  когда спутник начинает функционировать на орбите, он, конечно, не только на  военных работает, но и в коммерческих целях. Данные, получаемые с этого современного спутника, покупают не только американские компании, но и зарубежные, нередко – и российские. В итоге проекты получаются высокотехнологичными и рентабельными. А американский налогоплательщик платит только за данные, которые нужны Пентагону в интересах национальной обороны. Я  вам привёл реальный пример американских компаний GeoEye и DigitalGlobe.

В результате конструкция работает на несколько порядков эффективнее, чем у  нас. В России бюджетные деньги тратятся и на разработку, и на запуск, и на поддержание, и на фондирование. Вплоть до распространения. При этом занимается всем одно ведомство – Роскосмос. Конструкция получается весьма закрытой и  выведенной из-под реального контроля потребителя. Отсюда технологическое отставание и весьма низкое качество, как самих данных, так и услуг на их основе.

Вот и получается, что в США на первом месте – вопросы технологического лидерства, на втором – оборона. У нас – оборона на первом месте, а на втором… по большому счёту вообще ничего. Или – «по остаточному принципу». В итоге при сопоставимых объёмах космической съёмки нашему потребителю приходится покупать данные у зарубежных компаний. А объёмы коммерческих продаж данных с наших космических спутников – мизерные, на много порядков меньше, чем у  американцев.

– В принципе вопрос, наверное, решаемый. Если отказаться от  «сверхзасекреченности» и изменить схему закупок…

– Отказаться, конечно, можно и нужно. Но дело не только в этом. Для развития рынка нужен массовый потребитель. У нас же сегодня потребителями продуктов геоинформационных технологий являются почти исключительно госструктуры. И не очень активными потребителями. А за рубежом, например, эффективное рыночное функционирование этих продуктов обеспечивается, в частности, необходимостью неукоснительно соблюдать право частной собственности, других гражданских прав. В режиме нашей отечественной «суверенной демократии» это, к сожалению, не  всегда так.

Вот сколько у нас сегодня споров о земле – постоянно где-то передвигают заборы, судятся. А если использовать современные геоинформационные технологии, то никаких заборов не нужно. У тебя компактный электронный приборчик, у соседа – такой же. И прибор показывает, где чья земля. И в некоторых зарубежных странах такие технологии уже работают.

Или такое вот чудо, которое, на самом деле, совсем уже и не чудо. Вы  пересекаете границу природного заповедника, и в ту же секунду на мобильник приходит об этом уведомление. И ты предупреждён: сорить, разводить костры, охотиться – нельзя.

Существует уже немало космических технологий, которые активно используют в  сельском хозяйстве фермеры. Примеры можно долго приводить…

– Всё это красиво, но обеспечить это чисто технически, наверное, непросто?

– Непросто. Особенно если никаких особых усилий в этом направлении не  предпринимать. Добавлю – и недёшево. Нужны спутники на орбите, нужны наземные принимающие базовые станции. Много чего нужно. Но за рубежом в этом направлении активно работают, и чем дальше работают, тем менее накладно получается. Обычный рыночный механизм, кстати, действует. Когда космические аппараты или хотя бы  специальные платформы для проведения ДЗЗ, которые на них устанавливаются, выпускаются серийно, то их себестоимость снижается. И на Западе такая тенденция уже намечается.

– Можно ли считать ещё одним сдерживающим фактором развития рынка геоинформационных услуг то, что о возможностях этих технологий – и реальных, и  потенциальных – далеко не все знают?

– Вряд ли. Во всяком случае, те, от кого зависит принятие решений, я уверен, в курсе. ГИС-Ассоциация, как я уже говорил, работает в этом направлении давно и  очень активно. Скорее здесь причины в неразвитости нашего гражданского общества и уникальной для всего мира закрытости нашей власти. Именно публичность власти делает применение геоинформационных технологий неизбежным.

Нужно отметить, что отрасль во всём мире развивается чрезвычайно динамично, её потенциальные возможности быстро становятся реальными. Кажется, совсем ещё недавно космические снимки делались на фотоплёнке. Сегодня это – преданье старины глубокой. На вооружении – исключительно цифровые технологии, которые позволяют постоянно расширять возможности. Появилась съёмка в инфракрасном диапазоне, дающая возможность обнаруживать всевозможные термические аномалии. Если снимать в ультрафиолетовом диапазоне, то можно следить за процессами фотосинтеза, вегетацией растений. Ещё одно направление – радарная съёмка. Она может проводиться с очень высокой геометрической точностью, и при этом облачность для неё не помеха.

Хочу отметить, что сегодня мы с вами говорим в основном о «космических» технологиях, но они – лишь часть геоинформатики. Наземных технологий также немало. Например, лазерное сканирование, позволяющее почти в онлайн-режиме получать каркасную модель пространства. Результат равноценен тому, что получили бы 500 тыс. геодезистов, собравшихся в одной точке.

Собственно, перечислять новые геоинформационные технологии, те замечательные возможности, которые они предоставляют, можно очень долго. Кому любопытно –  может заглянуть на наш портал.

Важно понимать, что геоинформационные технологии затрагивают все сферы нашей жизни, все отрасли экономики. И сложно принимать какие-либо решения, не  учитывая пространственный фактор расположения объектов управления – будь то  административная граница, граница земельного участка, объекты городских коммунальных служб, логистические комплексы, любые инженерные сооружения или природные территории.

И для быстрого, эффективного развития этих технологий, услуг, предоставляемых на их основе, активного внедрения в нашу повседневную жизнь, конечно, необходимы цивилизованные рыночные отношения. А создать условия для развития рынка в данный конкретный исторический момент – безусловно, задача государства и профессионального сообщества.

ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!