Текущий номер журнала:
Новые реалии России. Станет ли ОПК локомотивом роста?
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Неделя российского бизнеса / Время действовать /

Время действовать

Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом в настоящее время резко возрастает, поскольку только совместными усилиями можно справиться с экономическими рисками, чтобы уже в ближайшее время почувствовать эффект от принятых мер.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН, обращаясь к участникам Форума, назвал доброй традицией ежегодное проведение Недели российского бизнеса и в ее рамках Форума — Российского союза промышленников и предпринимателей. «Цель этого Форума — не только подводить итоги года ушедшего, но и формулировать, обновлять повестку дня российского бизнеса, обновлять повестку дня нашего диалога с властью», — отметил А. Шохин.

По его словам, «подводить итоги в условиях кризиса трудно, но без этого невозможно определить дальнейшую стратегию, скорректировать программу выхода из кризиса и оценить эффективность тех мер, которые предлагают не только правительство, но и сам бизнес».

Итоговые показатели 2008 г. глава РСПП назвал неплохими, хотя, по его словам, подводят темпы инфляции. «Мы выглядим лучше, чем многие страны Европейского союза, и ряд других стран, но это свидетельствует о том, что мы позже других вступили в этот кризис», — пояснил А. Шохин.

Что касается прогнозов на 2009 г., похоже, сказал президент Союза, закончилось соревнование на самый депрессивный прогноз в отношении России. «Лидерство здесь разделили Goldman Sachs и ОЭСР — падение ВВП на уровне 5,5 % и 5,6 %. Надеемся, что самый оптимистичный из всех прогнозов, а это официальный правительственный прогноз (падение на 2,2 %), окажется самым адекватным. РСПП неоднократно поднимал целый ряд вопросов экономической политики», — сказал А. Шохин.

По его словам, «проблема чрезмерного присутствия государства в экономике в условиях кризиса перешла на принципиально новый уровень, и огромное количество частных активов перейдет в этом году в собственность государства и компаний с госучастием». «Рост влияния государства в экономике никогда не рассматривался нами как фактор, положительно влияющий на состояние делового климата», — подчеркнул глава РСПП.

Он констатировал, что «в России неясность с перспективами посткризисной приватизации, как для самих «национализируемых» предприятий и их собственников, так и для потенциальных инвесторов остается». «Приватизационные уроки 90-х годов остались невыученными, и не хотелось бы, чтобы через пять лет нас ждала еще одна волна «разборок» бизнеса и государства на тему легальности собственности», — продолжил президент Союза, выразив уверенность, что «кризис — время для повышения эффективности госполитики, а не роста присутствия государства в активах частных компаний».

«Позиция РСПП такова: активы тем, кто умеет ими управлять, а не чиновникам. Государство должно выйти из экономики быстро, прозрачно, и определить формат выхода надо уже сейчас», — уточнил А. Шохин.

По его словам, «приватизацию активов можно использовать для обеспечения Пенсионного фонда необходимыми ресурсами». Кроме того, «необходимо пересмотреть статус и порядок деятельности государственных корпораций, в том числе исключить возможность одновременного ведения ими коммерческой деятельности и осуществления деятельности по регулированию соответствующего сегмента рынка».

«Рост тарифов естественных монополий уже стал «притчей во языцех». С одной стороны, если у монополистов не будет средств на инвестиционные программы и операционную деятельность, будет продолжаться падение внутреннего спроса, не будет развиваться инфраструктура. А без нормальной инфраструктуры цели Концепции-2020 не будут достигнуты. Инфраструктура — «скелет» экономики, не будет его — не будет и «мышц» реального сектора. С другой стороны, рост тарифов может накрыть многие предприятия волной банкротств», — сказал Шохин.

«Позиция РСПП состоит в том, что монополиям надо искать пути оптимизации расходов, делать cost-cutting, а не пытаться решать проблемы собственной неэффективности за счет роста тарифов. Государство должно со своей стороны принять решение — хочет ли оно за счет компенсации «неповышения» тарифов из бюджета стимулировать внутренний спрос и оказывать системную поддержку экономике», — добавил он.

Шохин назвал неоднозначной ситуацию в налоговой сфере. «Были позитивные для бизнеса изменения: принятие налоговых стимулов для НИОКР, льготы по налогам для нефтяных компаний, снижение налога на прибыль и так далее. Но есть и плохие новости: часть согласованных мер принята в «половинчатом» размере, часть просто не реализована», — отметил он.

РСПП договорился с Минэкономразвития России по продолжению налоговой реформы (речь идет о возмещении НДС, повышении амортизационной премии, снижении налоговых ставок для малого бизнеса), однако Шохин высказал сомнения, «останутся ли эти договоренности в силе, когда в дело вступит «тяжелая бюджетная артиллерия» Минфина».

Глава Союза считает, что кризис — не время для перераспределения денег через бюджет. По его словам, РСПП против того, чтобы деньги отбирались у успешных компаний и отдавались неконкурентоспособным предприятиям с неэффективным менеджментом.

«Позиция РСПП: налоги снижаем, эффективность бюджетных расходов увеличиваем. Не в полной мере отражает потребности бизнес-сообщества корпоративное законодательство. Многие свежие корпоративные конфликты вытекали из проблем, связанных с отсутствием в России правового регулирования акционерных соглашений. Этот институт должен появиться максимально быстро. Такие соглашения должны определять порядок и условия реализации прав акционеров в отношении принадлежащих им акций и управления обществом», — продолжил докладчик.

«Компаниям в условиях кризиса необходимо предоставить возможность одновременного совмещения различных видов реорганизации и участия в них компаний различных организационно-правовых форм», — считает глава РСПП. При этом он отметил, что «не нужно бояться и банкротства». «Более того, процедура банкротства является разумной альтернативой распродажи имущества по частям в рамках исполнительного производства. Но речь не идет об использовании кризиса для «перехвата» управления и передела собственности. Необходимо скорейшее принятие «антирейдерского» закона. Кризис — время не для ужесточения регулирования, а время для повышения эффективности регулирования», — убежден Шохин.

Кризис, по мнению главы РСПП, является периодом ужесточения конкурентной борьбы. «Но не нужно мешать бизнесу выходить из кризиса. Те схемы, которые в «мирное время» однозначно воспринимались как недобросовестная конкуренция, сейчас могут быть последним, а может быть, даже единственным выходом для компании из кризиса», — считает он.

Шохин выразил мнение, что «антимонопольной службе сложно разделить «стратегии выживания» и случаи недобросовестной конкуренции, но это не повод принимать простые решения, например, объявляя все цены существенно ниже себестоимости монопольно низкими ценами».

Задача роста производительности труда была актуальной и осталась такой, отметил глава Союза промышленников. По его словам, «кадровый голод, недостаток квалифицированных специалистов стал в первой половине прошлого года основным ограничителем для развития бизнеса». Сейчас ситуация начинает меняться, но усугубилась проблема безработицы. «Компании «до предела» сохраняют персонал, но это противоречит задаче модернизации экономики и повышению производительности труда и ставит под удар будущее компаний», — убежден Шохин.

РСПП считает, что кризис — время для перехода от экстенсивного к интенсивному механизму роста экономики. «Позиция РСПП: компаниям придется сокращать неэффективных работников. Государство должно не заставлять компании сохранять занятость любой ценой, а проводить активную политику в сфере занятости: реализовывать с бизнесом совместные программы в формате ГЧП по переобучению, готовить людей для реализации инфраструктурных проектов, финансируемых государством», — говорит глава РСПП.

По его словам, компании в условиях кризиса сделали одним из своих приоритетов реализацию программ энергосбережения. «Реализовать такие программы без поддер­жки со стороны государства невозможно. Закон об энергоэффективности проходил обкатку на площадке в РСПП, и в результате многие комментарии и пожелания, высказываемые бизнес-сообществом, были учтены», — сообщил Шохин. «Кризис — время повышать энергоэффективность. На чем жестко настаивает РСПП — энергоэффективность надо повышать через стимулы, а не запреты. Можно покончить с наследием социализма и запретить «лампочки Ильича», но «Эра энергоэффективности» от этого не наступит. Лучше снижать налоги, если компания переходит на энергоэффективные технологии», — убежден он.

В заключение президент РСПП коснулся финансовой системы, которая «стала головной болью во всем мире». Доступность кредитов для предприятий упала до уровня 2000 года, в январе 2009 года одной из основных проблем в бизнесе стала нехватка оборотных средств. Вторая волна по прогнозам специалистов пойдет в обратном направлении: из реального в финансовый сектор. «Цифры по просроченным кредитам разнятся: по официальным оценкам 10 %, по оценкам экспертов до 20 %. Но не хотелось бы, чтобы вторая волна кризиса пришла в банковский сектор из реального», — подытожил А. Шохин.

Выступивший на Форуме помощник Президента РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ рассказал о приоритетных направлениях в работе государственных органов власти, направленных на преодоление последствий кризиса. При этом он отметил, что «простых решений, к сожалению, нет, и иногда государству приходится действовать по ситуации, оперативно реагируя на те или иные проблемы». А. Дворкович убежден, что «нужно заменять ту оперативную реакцию, которая необходима, на си­стемные, дифференцированные, зависящие от состояния каждого конкретного города, предприятия, конкретного вида деятельности, решения». В полной мере этот переход не произошел, признал помощник главы государства, однако «постепенное движение в эту сторону уже есть». «Это видно, например, на программах занятости, которые включены в соглашения между Министерством регионального развития РФ и региональными правительствами. В бюджете уже зарезервированы дополнительные средства для того, чтобы перейти к этапу создания новых, эффективных рабочих мест, в которых нуждается бизнес, для этого будет осуществляться переквалификация работников, перепрофилирование», — отметил помощник Президента РФ. «Думаю, что во второй половине года мы перейдем именно к такой политике, совместно с регионами и бизнесом», — сказал он, добавив, что «такого же типа задачи будут решаться и с использованием других инструментов, и комплексность здесь очень важный инструмент».

«Очень легко взять один инструмент, а именно бюджетные деньги, бюджетные и инвестиции и бюджетные расходы, и пытаться решить с помощью этого инструмента все задачи. Это ни к чему, кроме как к последовательному повышению налогового бремени и снижению эффективности использования имеющихся в стране ресурсов, не приведет», — считает А. Дворкович. Поэтому, по его словам, «нужно использовать другой инструментарий, который связан с возможностями финансовой системы, как кредитных институтов, так и финансовых рынков, связанный с возможностями и институтов софинансирования, государственных и частных инвестиций, вложений в инфраструктуру, управления соответствующими объектами. Это без излишних объемов перераспределения средств через государственный бюджет приведет к более эффективным результатам».

Касаясь перспектив развития налоговой системы, А. Дворкович напомнил, что решения по поводу увеличения страховых взносов на цели пенсионного и медицинского страхования с 2011 г., по сути, уже приняты. «В 2010 году увеличения не будет, в 2010 году произойдет переход от единого социального налога на страховые взносы и изменением шкалы уплаты этих взносов», — отметил он. Переход с единого социального налога на систему страховых взносов, зачисляющихся в государственные внебюджетные фонды, произойдет с 1 января 2010 года, при этом общая ставка взносов сохранится на уровне 26 % от фонда оплаты труда, а с 2011 года увеличится.

«Мы не должны допускать увеличения финансовой нагрузки на российский бизнес и с 2011 года. Не только потому, что, возможно, 2011 год будет непростым, хотя, скорее всего, 2011-й уже будет годом роста, не только стабилизации. Но еще и потому, что мы имеем шанс в этот посткризисный период получить выгоды от увеличения конкурентоспособности российских компаний, как на российском, так и на международных рынках», — сказал А. Дворкович. При этом он добавил, что «с увеличением финансовой нагрузки на российский бизнес, в том числе и налоговой, мы можем эту выгоду потерять, а значит, потерять шанс на то, чтобы выиграть определенные ниши как на российском рынке, так и в целом на глобальных рынках».

Помощник Президента РФ заявил, что снижение НДС, ставка которого в настоящее время составляет 18 %, возможно с 2011 г. в качестве компенсации бизнесу роста финансовой нагрузки, которая в перспективе вырастет в результате замены ЕСН страховыми взносами. По его словам, сейчас в правительстве идет дискуссия о возможном снижении НДС. «В том числе до нуля», — заметил он и напомнил, что за снижение и унификацию ставки НДС на уровне 10—12 % выступают бизнес-сообщество и Минэкономразвития РФ. Но решающей, по словам А. Дворковича, будет позиция Минфина РФ, который всегда выступал против снижения ставки этого бюджетообразующего налога.

«Реальная конкурентоспособность российского бизнеса будет зависеть далеко не только от налогов, но и от других дей­ствий, как самого бизнеса, так и государства», — подчеркнул А. Дворкович. По его словам, административные барьеры подрывают конкурентоспособность страны гораздо больше, чем формально установленные налоги.

Министр экономического развития РФ Эльвира НАБИУЛЛИНА, выступая на Форуме, рассказала об антикризисной программе Правительства РФ, проект которой широко обсуждался в обществе. При этом министр заострила внимание на ряде вопросов. Первое — недоступность или дороговизна кредитного ресурса в экономике. «Объяснять высокие процентные ставки лишь высокой инфляцией не совсем корректно. В прошлом году инфляция была примерно на том же уровне, что и сейчас, но ставки были гораздо ниже. И дело не только в ставке рефинансирования, в ее связи с инфляцией, хотя именно ставка рефинансирования стала мишенью критики», — отметила глава Минэкономразвития РФ. «Мы должны найти существенные механизмы снижения рисков в экономике. При этом мы понимаем, что один из вопросов, который усугубляет ситуацию с рисками, — это накапливание плохих активов», — добавила она.

Министр также говорила о политике государства в отношении тарифов естественных монополий. Она отметила, что правительство приняло решение о меньшей, чем планировалось, индексации тарифов с 1 января 2009 г., объяснив причины данной индексации.

«Третье — налоговое бремя. Председатель Правительства РФ в своих публичных выступлениях неоднократно говорил о недопустимости увеличения налоговой нагрузки на бизнес в кризис. В связи с этим было перенесено решение об увеличении нагрузки на фонд оплаты труда в связи с пенсионной реформой. Одновременно мы должны реализовать точечные меры налоговой политики по налоговому стимулированию модернизации», — отметила Э. Набиуллина.

В частности, сообщила она, Минэкономразвития РФ считает необходимым увеличить до 50 % амортизационную премию, временно принять решение о полном освобождении авансов от НДС, увеличить размер предельной величины процентов, признаваемых расходом для целей уплаты налога на прибыль организаций, а также разрешить учет расходов на создание социальной и инженерной инфраструктуры при осуществлении инвестиционных проектов.

«Четвертое — вопросы занятости и повышения производительности труда. Политика занятости должна быть сфокусирована на реализацию совместно с бизнесом мероприятий по опережающему переобучению, переквалификации, на контроль за соблюдением трудового законодатель­ства, на содействие в максимально быстром поиске безработными новой работы», — заявила глава Минэкономразвития.

«Пятое — прозрачность поддержки государством предприятий. При выделении любой поддержки есть риски. Риски коррупции, создания неравных условий конкуренции. До кризиса эти риски были причиной фактического отсутствия индивидуальной поддержки — и тогда это было правильно», — продолжила она. При этом она подчеркнула важность того, насколько быстро предприятия адаптируются к складывающейся ситуации, насколько смогут снизить издержки, повысить эффективность. «От этого зависит, будет ли экономика в состоянии начать восстановление, если для этого сформируются благоприятные условия», — пояснила министр.

«И здесь мы готовы вам помогать. Что-то уже сделали — приняли налоговые решения, снизившие в этом году налоговую нагрузку. Несмотря на крайне сложную ситуацию с пенсионной системой, не будем повышать нагрузку на фонд оплаты труда в следующем году. Будем работать над тарифами естественных монополий, снижать административные барьеры. С малым бизнесом мы уже отработали формат взаимодействия по выявлению и снятию таких барьеров. Если у вас есть предложения по аналогичным механизмам — всегда готовы их обсуждать. Готовы работать с вами по решению проблем неэффективной занятости», — отметила Э. Набиуллина, обращаясь к представителям бизнеса.

Касаясь вопросов повышения эффективности взаимодействия бизнеса и государства, министр выделила, во-первых, взаимные консультации при разработке нормативных актов в рамках реализации антикризисной программы, а также мониторинг их реализации. По мнению Э. Набиуллиной, «обеспечение действенной обратной связи — одно из условий реализации мер, предпринимаемых правительством».

«Думаю, что одним из приоритетных шагов ближайшего будущего станет формирование механизмов регулярных консультаций между федеральными органами исполнительной власти и бизнесом, как в рамках взаимодействия с ведущими объединениями предпринимателей, так и в рамках Совета по конкурентоспособности», — отметила Э. Набиуллина, добавив, что хорошими площадками для взаимодействия могут стать основные экономические форумы, в первую очередь Санкт-Петербургский, международный формат которого даст возможность обсудить проблемы антикризисной политики и посткризисного восстановления, в том числе и с участием руководителей других стран, с топ-менеджментом крупнейших зарубежных компаний, лучшими российскими и иностранными экспертами.

Экономическая ситуация в России, несмотря на оптимистичные прогнозы, ухудшается, считает Министр финансов РФ Алексей КУДРИН. Падение ВВП РФ в первом квартале может превысить 7 %, а бюджет по итогам года недосчитается 28 % поступлений. Однако в жестких условиях кризиса не следует принимать поспешных непродуманных решений. «Нам сначала придется посмотреть, как пройдет 2009 год, какой будет рост, какая будет инфляция и какие острые проблемы появятся. Весной следующего года и будем смотреть, какие решения принимать» — подчеркнул А. Кудрин.

Ответом на проблемы и злобу дня А. Кудрин назвал дефицит бюджета текущего года в 7,4 %. «Уже сама величина этого дефицита — антикризисная мера, мера поддержки». Сегодня 455 млрд руб. государство выделило на поддержку отдельных отраслей, из них 43 млрд руб. — на создание новых рабочих мест в разных регионах, 35 млрд руб. — на дополнительную поддержку уволенных с предприятий. Малый бизнес получит дополнительную помощь в размере 10,5 млрд руб. из бюджета и 30 млрд руб. из Внешэкономбанка.

А. Кудрин также отметил, что к 2010 г. доходы федерального бюджета упадут на 30 %. «В следующем году перед нами будет стоять задача снижения госрасходов и их оптимизации. Сократить их придется минимум на 1 трлн руб., и перераспределить внутри бюджета еще 1 трлн руб.», — сообщил он.

Министр финансов РФ напомнил присутствующим, что необходимость повышения ставок страховых взносов была признана. Законопроект будет предусматривать замену ЕСН на страховые взносы с 2010 г., а также повышение ставок этих взносов с 2011 г. Решение же о снижении НДС вряд ли может быть принято в ближайшее время. По мнению А. Кудрина, решение о возможности снижения налогов с 2011 г. может быть принято не раньше весны 2010 г. Минфин РФ не считает, что повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда должно быть компенсировано снижением других налогов.

А. Кудрин заявил, что «мы переходим на другую планку доходов бюджетной си­стемы нашей страны на ближайшие годы, потому что примерно в четверть уменьшаются доходные источники».

Бюджет из средств Резервного фонда направит в текущем году в экономику свыше 3 трлн руб., что создаст дополнительные инфляционные риски. Резервный фонд дополнительно даст денег в экономику через заказы в размере 3 трлн 355 млрд руб. Он уточнил, что 400 млрд руб. из этой суммы — это нефтегазовый трансферт. На покрытие дефицита бюджета из фонда будет направлено 2,7 трлн руб., еще 255 млрд руб. пойдут на субординированные кредиты. Средства фонда пойдут как на социальную поддержку населения, так и на финансовую помощь целому ряду отраслей в условиях кризиса, в том числе через госзаказ.

Это означает, что в ближайшие месяцы каждый месяц в среднем бюджет будет генерировать 300—350 млрд руб. дополнительной наличности. Могут возникать дополнительные инфляционные риски. При этом снизится роль Центробанка, и на смену ему придет правитель­ство со своим резервным фондом. Бюджет станет основным источником ликвидности. «Общая ситуация в экономике будет определять стоимость кредитных ресурсов Для особо рискованных заемщиков она будет составлять 20—25 %», — подчеркнул в заключение А. Кудрин.

 

 

 



Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи»
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек...
подробнее
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально...
подробнее
ОПК, инновации и национальная безопасность
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического...
подробнее
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия»
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х...
подробнее
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО...
подробнее
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации»
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и...
подробнее
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее»
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое...
подробнее
Диалог двух президентов
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным.
подробнее
Деловой климат в России:
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного...
подробнее
Оздоровление кризисом
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и...
подробнее
Время действовать
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом...
подробнее
Точка зрения
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!