Текущий номер журнала:
Новые реалии России. Станет ли ОПК локомотивом роста?
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Наука и образование / СПГУВК. Два века пройдено, и много — предстоит /

СПГУВК. Два века пройдено, и много — предстоит

В 2009 г. празднуется 200-летие образования Управления водяными сухопутными сообщениями и учреждения Института корпуса инженеров путей сообщения. Государственную значимость событию придает соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации.
Об истории развития инженерного образования в России, о том, где сегодня готовят высококлассных специалистов для водного транспорта, рассказывает ректор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, д. т. н., профессор Геннадий ГЛАДКОВ.

История вопроса

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций — старейший транспортный вуз России, ведущий свою историю с 1809 г., когда в Петербурге был учрежден Институт Корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений.

Ровно два века назад император Александр I поручил главному директору водяных коммуникаций Г. Г. Ольденбургскому создать комиссию для подготовки указа об организации при Департаменте водяных коммуникаций Корпуса гидравликов и строителей и института для подготовки инженеров. Комиссия с участием крупных европейских инженеров, находящихся на службе в России, — А. А. Бетанкура и Ф. П. Деволанта, предложила преобразовать Департамент водяных коммуникаций и находящуюся при нем Экспедицию устроения дорог в государстве в Управление водяными и сухопутными сообщениями, а при этом управлении организовать Корпус инженеров и Институт Корпуса инженеров.

Символично, что создание Института водяных и сухопутных сообщений практически совпало по времени со строительством и началом эксплуатации двух крупнейших для того времени искусственных водных систем — Мариинской (1810 г.) и Тихвинской (1811 г.).

Первым руководителем института в должности инспектора был назначен генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Поначалу большинство преподавателей были иностранцами, поэтому преподавание до 1829 г. проводилось только на французском языке. В дальнейшем готовить специалистов стали бывшие выпускники института, получившие опыт практической работы.

Институт имел несколько близких названий и просуществовал около 120 лет, пройдя череду этапов развития. В период с 1823 по 1864 гг. он был военным учебным заведением.

В последней четверти XIX в. здесь сформировалась крупная авторитетная научная школа в области гидротехнического строительства водных путей и портов, известная не только в России, но и за рубежом. Об этом свидетельствует тот факт, что 1908 г. XI Международный судоходный конгресс был проведен в Петербурге. Генеральным секретарем конгресса избрали профессора Института путей сообщения В. Е. Тимонова.

Если до 1920 г. в институте осуществлялась подготовка инженеров путей сообщения единого профиля, то в связи с активным развитием автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта назрела необходимость реорганизации учебного процесса. Было предложено перейти к факультетской системе подготовки специалистов с разделением по видам транспорта. Первым деканом факультета водных сообщений стал профессор Н. П. Пузыревский. Ученые этого факультета принимали активное участие в реализации Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), предусматривавшего строительство гидроузлов на реках, совершенствование существующих и создание новых водных путей. Одним из создателей школы гидромеханики стал профессор, впоследствии член-корреспондент АН СССР А. А. Саткевич. Работы профессора Н. Н. Павленко по использованию в гидравлике электрогидродинамических аналогий получили широкое распространение и мировое признание. Известны своими работами в области внутренних водных путей профессоры К. А. Кандиба и Б. Ю. Калинович, в области портов — В. Е. Ляхницкий. Ведущим гидростроителем и энергетиком стал инженер путей сообщения С. Я. Жук, возглавлявший Всесоюзный институт «Гидропроект». Он также руководил проектированием большинства крупных отечественных гидроузлов и каналов.

Индустриализация страны потребовала значительного увеличения числа выпускаемых инженеров для каждой из отраслей промышленности отраслей. Поэтому многофакультетные вузы были преобразованы в отраслевые институты. Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС) был разделен на четыре самостоятельных института: автодорожный, инженеров гражданского воздушного флота, инженеров водного транспорта и инженеров железнодорожного транспорта.

Из ЛИИВТа… в ЛИВТ

1 апреля 1930 г. на базе водного факультета ЛИИПС, 1 курса водного факультета Московского института инженеров транспорта (МИИТа) и нового набора студентов был сформирован Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ).

Три факультета — гидротехнический, механический и эксплуатационный, созданные вначале, в довоенный период дополнились судомеханическим факультетом и факультетом механизации портов. Затем были организованы инженерно-экономический и судоводительский факультеты. Некоторое время действовал и кораблестроительный факультет.

За четверть века самостоятельного существования ЛИИВТ подготовил около 6 тыс. специалистов по 12 специальностям. В числе выпускников много руководителей разных уровней, конструкторов, опытных производственников. Достойный вклад в развитие промышленности и транспорта внесли: Министр речного флота СССР З. А. Шашков, Министр строительства СССР Г. А. Караваев, Министр энергетики и электрификации СССР П. С. Непорожний, первая в мире женщина — капитан дальнего плавания А. И. Щетинина.

В 1959 г. в результате слияния Ленинградского института инженеров водного транспорта и Центрального научно-исследовательского института речного флота (ЦНИИРФа) создано отраслевое учебно-научное объединение «Ленинградский институт водного транспорта» (ЛИВТ). Это придало дополнительный стимул развитию вуза. И в последующие два десятилетия произошел резкий рост объема выполняемых научно-исследовательских, нормативных и опытно-конструкторских работ, научных публикаций и авторских свидетельств на изобретения, значительно повысились эффективность работы аспирантуры и качества профессиональной подготовки выпускаемых инженеров, увеличилось число кандидатов и докторов наук в профессорско-преподавательском составе.

Заглядывая в будущее

В 1993 г. ЛИВТ, получив статус технического университета, стал называться Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций. Время требовало от вуза усиления социально-экономической, природоохранной и гуманитарной составляющих подготовки выпускников, открытия новых специальностей, востребованных обществом, существенных преобразований организационной структуры.

В настоящее время университет представляет собой крупный отраслевой учебный комплекс непрерывного образования для водного транспорта, где обучение студентов и курсантов ведется по 26 специальностям инженерно-технического, информационного, экономического и гуманитарного профиля, по двум направлениям бакалавриата, 19 специальностям среднего профессионального образования, 19 специальностям послевузовского образования. Дополнительное профессиональное образование можно получить по более 50 программам, начальное профессиональное образование — по шести программам.

Сегодня в составе университетского комплекса 10 факультетов, 47 кафедр, аспирантура и докторантура, восемь филиалов (в составе трех из них речные училища), колледж водного транспорта, учебно-научные центры.

Университет располагает высоким кадровым потенциалом. В числе сотрудников 98 докторов наук и профессоров, около 300 кандидатов наук и доцентов, более 30 действительных отраслевых академий, заслуженные деятели наук РФ, заслуженные работники высшего образования, почетные работники транспорта России и др.

В соответствии с требованиями времени реализуется план кардинального обновления лабораторной базы университета. На базе реконструированной гидротехнической лаборатории им. проф. В. Е. Тимонова создан Учебно-научный центр безопасности гидротехнических сооружений, позволяющий выполнять научные исследования самого широкого диапазона. Переоборудована крупная лаборатория по исследованию навигационных качеств судов, включающая в себя большой опытовый бассейн и аэродинамическую трубу. На современной компьютерной основе воссоздана Лаборатория моделирования транспортного процесса им. проф. А. С. Бутова. Чтобы практическая подготовка студентов была наиболее эффективной, созданы филиалы кафедр на ОАО «Балтийский завод», в КБ «Петробалт», в Северо-Западном филиале Российского Речного Регистра.

Университетом с успехом реализуются программы целевой подготовки кадров по эксплуатационным судовым специальностям (судоводители, судомеханики, судовые электромеханики) для Северо-Западного, Северного и Беломорско-Онежского пароходств, а также компании Wessels (Германия), где обучающиеся проходят производственную практику.

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций сегодня занимает ведущее положение в России в области подготовки высококвалифицированных специалистов и выполнения научных исследований для всех основных направлений деятельности водного транспорта. Вклад университета высоко оценен со стороны Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта.

Высокий рейтинг СПГУВК среди технических вузов России и зарубежных технических университетов обеспечивается высокопрофессиональным составом профессоров и ученых, развитой материально-технической базой, новейшими технологиями и современной организацией учебного процесса.

Университет создает студентам все условия для раскрытия и реализации своих способностей, готовит их к плодотворной профессиональной и творческой деятельности.

Университет гордится своей историей и традициями, постоянно развиваясь, думает о будущем.



Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи»
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек...
подробнее
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально...
подробнее
ОПК, инновации и национальная безопасность
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического...
подробнее
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия»
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х...
подробнее
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО...
подробнее
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации»
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и...
подробнее
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее»
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое...
подробнее
Диалог двух президентов
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным.
подробнее
Деловой климат в России:
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного...
подробнее
Оздоровление кризисом
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и...
подробнее
Время действовать
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом...
подробнее
Точка зрения
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!