Текущий номер журнала:
МАКС-2007. Российский авиапром на взлете
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / МАКС-2007 / Репутацию нам создает продукция… /

Репутацию нам создает продукция…

С российской авиатехникой всегда было сложно конкурировать в надежности и простоте обслуживания. Не исключение и летательные аппараты, выпускаемые вот уже почти на протяжении 70 лет Улан-Удэнским авиационным заводом.
Со стапелей предприятия выходили самолеты и вертолеты выдающихся конструкторов России: Лавочкина, Бериева, Антонова, Яковлева, Микояна, Сухого, Камова и Миля.
В преддверии Московского авиакосмического салона мы беседуем с генеральным директором ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонидом Яковлевичем БЕЛЫХ. 

— Леонид Яковлевич, в чем секрет устойчивости вашего предприятия, непрекращающегося спроса на его продукцию?

— Как и большинство предприятий отрасли, в отсутствии госзаказа завод выживал за счет поставок авиатехники на внешний рынок. До вступления российской экономики в рыночные отношения доля «У-УАЗ» в экспортных поставках вертолетов Ми-8 составляла всего около 5%. Проводя активную маркетинговую политику, участвуя практически во всех международных авиационных выставках, организуя регулярные конференции эксплуатантов, оперативно реагируя на требования покупателей, предприятие увеличило эту долю примерно до 50%.

Следует отметить, что участие в международных авиасалонах и оборонных выставках является одним из основных методов продвижения авиатехники, применяемых У-УАЗ. Мы участвуем во всех крупнейших выставках — Le Bourget (Франция), Farnborough (Великобритания), ILA (Германия), МАКС (Россия) и других, — стараемся уделять внимание и ключевым региональным выставкам — FIDAE (Чили), Zhuhai (КНР), LIMA (Малайзия), LAAD (Бразилия) и т.д. Значение этих выставок трудно переоценить. Например, на МАКСе-2005 в ходе первых дней авиасалона нашими представителями было проведено более 50 переговоров с российскими и зарубежными делегациями. Зримым результатом участия завода в Московском авиасалоне стало подписание в 2006 году нескольких контрактов.

Что касается спроса на продукцию, могу отметить, что многие годы мы работали на создание ее репутации. Конкурентоспособность в современных условиях может обеспечить только соответствующее качество, как самой продукции, так и процесса ее производства. Наша система менеджмента качества выдержала многочисленные проверки.

Однако важно не только добиться повышения конкурентоспособности продукции, но и удержаться на этом уровне. С этой целью на предприятии был объявлен год качества, в его рамках — смотр-конкурс повышения качества авиатехники. В цехах было развернуто соревнование за звание «Отличник качества», и 60 человек были его удостоены.

В декабре 2006 года экспертами Военного Регистра проведен плановый инспекционный контроль сертификационной системы менеджмента качества предприятия и подтверждено действие выданных в 2005 году сертификатов соответствия СМК требованиям стандартов ГОСТов.

Кроме того, направляя ежегодно на модернизацию собственные средства, мы непрерывно совершенствуем свою авиатехнику. За последние годы на вертолете Ми-171, например, был внедрен ряд конструкторских изменений, которые позволили расширить рынки сбыта и увеличить объемы продаж. Одно из основных направлений сегодня — дальнейшее увеличение возможностей ночного применения Ми-171, модернизация топливной системы с целью увеличения емкости подвесных баков, совершенствование систем кондиционирования и авионики. Продолжаются работы по получению одобрения сертификата типа в Малайзии, ЮАР, Мексике.

Результатом продуманной маркетинговой политики стало освоение более двух десятков зарубежных стран и существенное расширение ассортимента поставляемой продукции. Наиболее перспективные для нас рынки — это Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка.

Настоящим прорывом авиационные и военные эксперты назвали поставку вертолетов Ми-171 в страны НАТО — Словакию и Чехию. А в 2006 году был подписан контракт на поставку 10 вертолетов в Хорватию. В последние годы оживился и внутренний рынок — мы активно работаем с покупателями в России и странах СНГ. В 2006 году сразу два вертолета Ми-171 приобрела одна из крупнейших авиакомпаний страны и крупнейший оператор вертолетов авиакомпания Utair. Вертолеты изготовлены в транспортном варианте и предназначены для выполнения специальных миссий ООН. Еще для нескольких российских авиакомпаний мы поставляем совместный с компанией «Аэротакси-Сервис» результат работы — VIP-вариант.

В 2006 году нам удалось заложить фундамент на среднесрочную перспективу. Завод полностью обеспечен заказами на 2007 год. По прогнозам, по количеству поставленных вертолетов это будет рекордный за весь постсоветский период год. Есть заказы и на 2008 год.

— Какие современные технологии вы используете? Наверное, нелегко в наше время модернизировать производство?

— По признанию экспертов, У-УАЗ обладает высоким производственным потенциалом. Разнообразие выпускаемой авиационной техники диктовало необходимость производства, способного быстро осваивать новые модели, совмещать изготовление как опытных, так и серийных машин. Система автоматизированного проектирования конструкций, технологических процессов и оснастки позволяет в минимальные сроки осуществить переход на новую продукцию, обеспечивает высокий уровень взаимозаменяемости узлов и агрегатов. Использование в процессе производства гибких производственных комплексов станков с ЧПУ позволяет достичь высокой точности обработки деталей летательных аппаратов. Широко применяются точная штамповка, литье, электронно-лучевая сварка в защитной среде, нанесение износостойких покрытий, изготовление деталей и агрегатов из композиционных материалов и другие передовые технологии.

Завод сотрудничает с ведущими институтами России, занимающимися разработками технологии и материалов для аэрокосмической и авиационной промышленности: НИАТ (Научным институтом авиатехнологии), ВИАМ (Всероссийским институтом авиасплавов), ВИЛС (Всероссийским институтом легких сплавов), институтом сварки им. академика Патона и их филиалами.

При сборке вертолетной техники «У-УАЗ» использует уникальные технологии самолетостроения, наработанные за годы производства военных и гражданских самолетов.

Совершенствование технологий — процесс непрерывный. В 2000-е годы началась реализация так называемой CAD-CAM технологии, т.е. объемного моделирования деталей агрегата (создание электронного макета). На основании этих математических моделей шло изготовление всех обводообразующих элементов технологической оснастки и деталей на станках с ЧПУ: новая технология запуска диктовала и новые подходы к изготовлению оснастки. Весь комплекс мероприятий в целом обеспечивает большую точность. И как закономерный результат — сборка Ф-1 (носовой части вертолета) в заводе агрегатной сборки, по признанию многих, стала проще, а качество выше, нежели раньше. Затем предприятие приступило к работам по подготовке производства изготовления Ф-2 (основной части вертолета) по математическим моделям.

В 2006 году в целях наиболее эффективного взаимодействия с предприятиями холдинга под руководством «ОПК «Оборон­пром», для работы в рамках кооперации конструкторско-технологические службы ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» переходят на систему единой информационной поддержки. Работу с основными конструкторскими моделями вертолета, по управлению станками с ЧПУ (числовым программным управлением) в CADSе сменит работа с более перспективным программно-аппаратным комплексом UNIGRAPHICS. Система позволит производить объемное моделирование как вертолетной, так и самолетной конструкторской документации.

В этом же году по договору с Иркутским НИАТом завершено внедрение в производство установки радиационного нагрева для штамповки листов из титанового сплава, что значительно улучшает качество, повышает производительность труда, снижает трудоемкость деталей.

Конечно, уже давно назрела необходимость в широкомасштабном техническом переоснащении предприятия. По самым скромным подсчетам сегодня на эти цели требуется не менее 280 млн. рублей, мы же пока имеем возможность направлять сюда гораздо меньшие суммы. 

Визитная карточка завода последних лет — вертолеты Ми-8/171, которые эксплуатируются во всех климатических зонах земного шара. Так, осенью 1997 г., когда на побережье Мексики обрушился тайфун «Паулина», на спасение пострадавших была направлена эскадрилья вертолетов мексиканской армии, на вооружении которой состоят четыре машины Ми-8Т Улан-Удэнского авиационного завода. За 20 дней вертолеты перевезли 1404 тонны груза, 1474 человека, а общий налет составил 435 часов или в среднем почти 22 часа в сутки. Журнал Revista присудил этой эскадрилье почетный приз «наиболее отличившейся части 1997 года». Вертолеты, адаптированные к полетам в ночное время, стоят на службе у пограничников, министерств внутренних дел, министерств по чрезвычайным ситуациям России и других стран мира.

Штурмовики «Сухого» производства Улан-Удэнского авиационного завода — по летно-техническим характеристикам одни из лучших самолетов своего класса в мире — успешно применяются в разрешении военных конфликтов, в антитеррористических операциях, учебно-тренировочные самолеты являются основным звеном в системе обучения летного состава палубной авиации России. Самолеты Су-25УТГ, например, несут службу на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», внося свою лепту в дело укрепления обороноспособности страны.

— Не обходится в вашей работе без проблем?

— Проблемы, как и у всех экспортно ориентированных предприятий касаются прежде всего прибыльности основной деятельности. Из-за падения курса доллара выручка за прошлый год, например, оказалась ниже, чем предполагалось. Постоянный рост стоимости энергоносителей, товарно-материальных ценностей россий­ского производства сегодня заставляет и нас поднимать цену, что плохо воспринимается зарубежными покупателями. Мы прекрасно понимаем, что в этой ситуации можем только повышением качества аргументировать увеличение стоимости авиатехники. Оно, в свою очередь, зависит и от наших партнеров — поставщиков комплектующих изделий.

Серьезно обеспокоены на предприятии и общей для промышленников России проблемой — нехваткой высококвалифицированных технических кадров, рабочих. Мы вынуждены продумывать программы обучения и повышения квалификации рабочих, специалистов, руководителей, заниматься вопросами формирования нового менталитета, повышения престижа авиастроительных профессий. Все это, конечно, окупается сторицей, но, наверное, каждый должен с полной отдачей сил заниматься своим делом.

К сожалению, приходится констатировать, что существующая система начального и среднего профессионального образования несовершенна. Учебные заведения готовят рабочих по устаревшим программам, на устаревшем оборудовании. Нет государственной поддержки в обеспечении жильем, местами в детских садах людей рабочих специальностей.

В связи с этим у молодежи нет заинтересованности в получении профессионального, технического образования — очень низок его престиж. Предприятия начинают испытывать настоящий кадровый «голод». В то же время растет число безработных юристов, экономистов.

Налицо системные проблемы, которые необходимо решать как на уровне республики, так и страны.

— Улан-Удэнский авиационный завод — одно из крупнейших промышленных предприятий Республики Бурятия. Вы являетесь президентом Союза промышленников и предпринимателей РБ. Как живется промышленникам в республике?

— С 1992 года в Бурятии действует Союз промышленников и предпринимателей, объединивший в себе представителей крупного и малого бизнеса. Целью его создания была защита интересов предпринимательского и промышленного сообщества республики, их координация с интересами и устремлениями общества в целом. Сегодня Союз насчитывает 103 предприятия, среди которых 47 приборостроительных, машиностроительных компаний, предприятий легкой и пищевой промышленности, 11 строительных, деревообрабатывающих компаний, 45 — малых производственных предприятий.

Общепризнанно, что демографический тип давления со стороны перенаселенных стран Юго-Восточной Азии дополнился в последнее время индустриальным, промышленно-технологическим. Мы считаем, что в этих условиях необходимо особое внимание к развитию промышленного потенциала нашей республики.

На конкурентоспособность производства и предпринимательства республики, как и других регионов России, к сожалению, влияют высокая степень износа активной части основных фондов, отсутствие инвестиций для модернизации, острая нехватка оборотных средств, несовершенное налоговое законодательство; все это дополняется республиканскими факторами — высокими тарифами на энергоносители, железнодорожный транспорт.

Авиационный завод — крупнейший налогоплательщик в местный и республиканский бюджет, градообразующее предприятие, крупнейший работодатель. Безусловно, все проблемы, влияющие на промышленность республики, давят и на нас, но мы ищем пути их решения. В своих программных документах Союз неоднократно определял приоритеты развития реального сектора экономики Бурятии, его представители активно участвуют в лоббировании интересов бизнес-сообщества республики. Думаю, что новый импульс развития промышленность получит с приходом нового президента — В.В. Наговицына, производственника и экономиста.

— В преддверии МАКСа, на котором, как и на всех авиасалонах, принято представлять новинки, не могу не спросить — что будет демонстрировать У-УАЗ? Что вы ждете от этой выставки?

— Основной продукцией завода на сегодня является вертолет Ми-171. В зависимости от требований покупателя он производится в вариантах транспортного, пассажирского, конвертируемого, противопожарного, полицейского, санитарного, с VIP-салоном, в модификациях для поиска и спасения, оказания экстренной медицинской помощи.

На авиасалоне МАКС-2007 мы будем демонстрировать военную технику — вертолет Ми-171Ш в варианте, максимально адаптированном для проведения CSAR-операций (боевых, поисково-спасательных). Уникальные размеры грузовой кабины позволяют в поисково-спасательном варианте разместить в нем до 17 откидных десантных сидений для спасателей и пострадавших, до шести носилок для тяжелораненых, медицинское и спасательное оборудование.

Для наиболее эффективного выполнения поисково-спасательных работ и, в частности, для подъема на борт вертолета людей предусмотрена установка специального оборудования: одна лебедка с поворотной стрелой на 300 кг размещается внутри грузовой кабины по правому борту в районе уширенной двери, вторая, Breeze-Eastern HS-29990 на 270 кг, — по левому борту снаружи. Две лебедки позволяют совершать одновременный подъем людей на борт.

Работа в темное время суток обеспечивается благодаря наличию в составе вертолета FLIR-системы ГОЭС, а также возможности применения экипажем очков ночного видения. На вертолете также установлен мощный поисковый прожектор.

И конечно, вертолет Ми-171Ш нельзя было бы назвать вертолетом для CSAR, если бы на нем не устанавливались системы защиты от поражения и стрелковым вооружением.

На авиасалоне будет продемонстрирован уникальный VIP-вариант вертолета Ми-171 c измененными, повышенными эргономическими характеристиками (создающими комфортные условия, максимально учитывающими потребности человеческого организма), улучшенной системой обслуживания пассажиров: проигрывателем DVD-дисков, ЖК-мониторами, видеокамерами наружного наблюдения для обзора земли, беспроводными наушниками для каждого пассажира и так далее.

Мы хотим представить на салоне и транспортный вариант Ми-171 с комплексом навигации и электронной индикации КНЭИ-171 на базе индикатора TDS-84, позволяющим совершать полеты по маршруту с использованием электронной карты местности, оптимально решать навигационные штурманские задачи. Этот комплекс позволяет в дневное и ночное время совершать эффективный поиск и мониторинг местности, например, следить за состоянием трубопроводов, газопроводов и др. Уже сегодня этот вертолет заслужил отличную оценку своей работы покупателем.

Впервые за несколько лет мы представляем также легендарный штурмовик — Су-25. Выпускаемый предприятием с середины 80-х Су-25 и его модификации заслужили в войсках репутацию «летающего танка» своей уникальной живучестью: во время боевых действий в Афганистане. Су-25, случалось, совершали после боя посадку на одном двигателе, с вырванными «стингерами» частями фюзеляжа. Посетители смогут увидеть модернизированный вариант Су-25УБМ с новым бортовым оборудованием, позволяющим выполнять боевые операции круглосуточно, в сложных метеорологических условиях, значительно автоматизировать выполнение боевых операций.

Думаю, что эта выставка будет для нас не менее результативной, чем все предыдущие. Как обычно, на ней будут обсуждаться возможности новых поставок, перспективы работы предприятия.

Александр КЫРОВ



Вопросы ценообразования в строительстве
14 июня состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкуренто­способности и отраслевым стратегиям, на котором обсуждались состояние и проблемы ценообразования в строительстве и на рынке жилой недвижимости.
подробнее
НПФ «Микран»: признанное качество производимой продукции
Научно-производственная фирма «Микран» — современное наукоемкое, высокотехнологичное предприятие с установившимся производственным процессом и высоким признанным качеством выполняемых работ и производимой продукции. Компания представлена на рынках цифровых радиорелейных линий связи, радиоизмерительных...
подробнее
Выход на мировой рынок как магистральный путь развития отечественного авиапрома  (по опыту Корпорации «Иркут»)
Последние несколько лет в стране активно идет обсуждение путей развития отечественной авиастроительной отрасли. В ходе этих дискуссий стало предельно ясно, что емкость внутреннего рынка как военной, так и гражданской авиации...
подробнее
Репутацию нам создает продукция…
С российской авиатехникой всегда было сложно конкурировать в надежности и простоте обслуживания. Не исключение и летательные аппараты, выпускаемые вот уже почти на протяжении 70 лет Улан-Удэнским авиационным заводом. Со стапелей...
подробнее
РСПП и Минобрнауки РФ намерены совместно повышать качество профессионального образования
25 июня 2007г. президент РСПП А. Шохин и Министр образования и науки РФ А. Фурсенко подписали Соглашение о взаимодействии. Как говорится в сообщении Департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП,...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!