“Никакими бременскими музыкантами они не стали, а просто заняли чужой дом – “грабь награбленное”, как учил Ленин.”
Юрий Энтин: «Прекрасное далёко,
Именно эти свои строки, написанные в 1984 г., Юрий Сергеевич считает пророческими. Притом что Энтин – самый цитируемый детский поэт, написавший более 400 детских песен, наиболее известные из которых впитались в сознание с молоком матери – «Бременские музыканты»,
в кризисе. Почему современные дети совершенно не знают новых песен Энтина, Юрий Сергеевич рассказал в своём интервью «ПР».
– Юрий Сергеевич, расскажите, пожалуйста, почему вы начали писать, когда были редактором детских песен? Поняли, что можете лучше?
– Совершенно верно. Это пришло мне в 33 года, когда я действительно ощущал, что для детей можно писать лучше. В 1960−х я работал главным литературным редактором детской редакции фирмы грамзаписи «Мелодия» и целыми днями правил чужие песни. Особенно меня раздражали композиторы
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось».
Дети верят, что это детская песня. Ещё тогда была модная песня:
«Давай никогда не ссориться
Никогда, никогда.
Давай навсегда помиримся,
Навсегда, навсегда».
Малыши думали, что это про их проблемы в детском саду: поссорились в песочнице, потом помирились. Но это была песня про любовь. Не говоря уже о том, что тогда были обязательные песни про Ленина, партию и революцию. Дошколята их разучивали и распевали нестройными голосами. Причём делали это дико серьёзно. И я решил, что буду писать для детей сам. Перестану редактировать других и вообще уйду с работы. В итоге так совпало, что композитору Гладкову нужно было сочинить песню, а поэты, которым заплатили за это деньги, не справились. Когда я к нему пришёл, он пытался сочинять стихи сам. В итоге я предложил свою помощь бесплатно и написал песенку. Она, правда, входит в противоречие с моими предыдущими словами, что я не употреблял
«Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо».
Это произвело большое впечатление на режиссера Инессу Ковалевскую. Она сказала: «Слушай, у меня есть мечта – сделать 20−минутный музыкальный фильм, в котором были бы только песни». «Бременские музыканты», – быстро выпалил я. Но я сказал это от балды, не раздумывая. Вечером пришёл домой, прочитал эту сказку и ужасно расстроился, потому что сказка на редкость дурацкая и очень короткая. Состарились четверо домашних животных, и их выгнали со двора. И вот пошли они
Но название сказки явно музыкальное. Мы с Ливановым сели и написали сценарий с совершенно новым сюжетом, а я написал стихи для песен.
Дальше нам невероятно повезло: в пятницу произошёл скандал на «Союзмультфильме» – не приняли
– Юрий Сергеевич, почему сегодняшние дети продолжают слушать тех же «Бременских музыкантов», почему не предлагается новое?
– Вы знаете, мне надоело рассказывать о том, что детская песня погибает. Конечно, старые песни поют, но новые не доходят до детей. Почему? Трудный вопрос. Сейчас сменилась национальная идея. Все её ищут. Я вам её сообщу запросто, причём в одном слове. Национальная идея СССР заключалась в слове «коммунизм», а что это? Схема проста: мы живём плохо, но дети наши будут жить счастливо – при коммунизме. Поэтому всё внимание было приковано к детям. Создали единственную в мире детскую киностудию игрового кино имени Горького, анимационную – «Союзмультфильм», в каждом, даже небольшом городе обязательно был детский театр, создавались дома пионеров, где воспитывалась вся страна. Я сам вышел из дома пионеров. Так что национальной идеей были ДЕТИ. Сейчас национальная идея – деньги, а дети не вписываются в деньги никак. И никто не понимает, какое значение имеет песня. Вот тут я могу сказать достаточно убеждённо, что такое детская песня. Дети, когда поют, друг друга чувствуют. Они развиваются в творчестве, формируют картинку мира. Но для меня очень большее значение имеет то, что песни цементируют дружбу между детьми и родителями – мост поколений. И сегодня дело не только в отсутствии новых детских песен. Раньше 98% всех песен, написанных мною (старых, известных, которые все знают), писались к мультфильмам. Эти мультфильмы были популярны. Достаточно было написать «Расскажи, Снегурочка, где была», не Бог весть какой шедевр – но вся 250−миллионная страна запела, потому что все смотрели мультик «Ну, погоди!»
– Как мне кажется, действительно был достаточно продолжительный период времени, когда мультфильмов не было вообще, но вроде сейчас этот процесс сдвинулся с мёртвой точки, сняли неплохие мультики, например, «Шамаханская царица и три богатыря»,
– А вы сами подумайте. Получилось так, что в течение десятилетий все эти великие композиторы и их соавтор, единственный оставшийся в живых, выпали из процесса. Это всё равно как «философский пароход», на котором выслали всех философов из России. Но был и музыкальный корабль, на который сели семь человек – мои
“Так что национальной идеей были ДЕТИ. Сейчас национальная идея – деньги, а дети не вписываются в деньги никак.”
Так же как в своё время, в 1930−е годы, была создана советская детская литература. Нигде в мире не было такой литературы, как у нас. Не было одновременно таких поэтов, как Чуковский, Маршак, Барто, Михалков. Но последняя широко известная детская песня пророчески прозвучала в 1984 году – «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко». И настало это «далёко». После 1990−х создалась некая пустота, куда бросились музыкальные руководители детской самодеятельности – в лучшем случае аранжировщики
– Работать не зовут, а зовут, чтобы вы подтвердили, что они являются безусловными продолжателями вашего творчества…
– Совершенно верно… Чтобы благословил халтуру.
– Но вы же продолжаете писать…
– Я написал 200 новых песен. Они не хуже старых. Даже если взять три мои лучшие лирические песни, написанные с Евгением Крылатовым, – это «Лесной олень», «Крылатые качели» и «Прекрасное далёко» – казалось бы, это шедевры, лучше уже нельзя. Но мы создали ещё три шедевра: «Где музыка берёт начало», «В старом замке», «Вера, надежда, любовь» – наикрасивейшие песни. Мы всё проверяем на живых детях – и им невероятно нравится. Когда мы впервые на фестивале исполнили «Веру, надежду, любовь», люди настолько были ею потрясены, что у всех слезы полились. Но все новые песни лежат мёртвым грузом.
– Я пыталась найти в «Яндексе» видеоряд для этой песни. Хотела детям показать, но ничего нет.
– У неё нет никакого видеоряда. Более того. Если хотите, я вам покажу 40 новых песен, к которым видеоряд есть. И что с этим делать? Так получилось, что я являюсь членом жюри одного известного детского конкурса, потому что мне неудобно отказывать человеку, который меня туда пригласил. Ужасные песни о первых поцелуях, желании стать звездой или про радугу, радость и мир во всём мире. Даже один композитор, коллега по жюри, перегнулся и шёпотом говорит: «Мне плохо. Но я представляю, каково вам сидеть, слушать это. Я понимаю, что у вас всё внутри переворачивается». Это правда. В итоге однажды я получаю письмо, где женщина пишет: «Как вам не стыдно. Вы бросили наших детей. Вы нас воспитали, писали такие красивые песни. Почему сейчас вы сидите в жюри и слушаете белиберду всякую про половые отношения, вместо того, чтобы писать новые песни – спасать наших детей?» А что я ей ответить могу? Три часа подробно объяснять, что у меня сотня новых песен, но есть проблема с их донесением до слушателей?
“Я написал 200 новых песен. Они не хуже старых.”
Знаете, у нас со спутниками сейчас плоховато. Но есть ещё
Сейчас, например, вышли сразу два моих мюзикла – оба, как ни странно, «Летучий корабль». Один в театре Терезы Дуровой, который признан лучшим детским спектаклем, он выдвинут сразу на восемь номинаций «Золотой маски». Другой поставлен на стадионе – прошло 27 спектаклей при 5 тысячах зрителей, но и это капля в море. В них, помимо известных песен из мультфильма, полтора десятка новых хитов, написанных нами с Максимом Дунаевским. Но от одного просмотра в театре или на стадионе песня не станет широко известной. Никто эти песни не услышит и не запоёт.
В моё 75−летие показали концерт на канале
Те новые песни, которые написаны, – они уже проверены, имеют успех у зрителя. Мы провели колоссальную работу, чтобы понять, сколько будет стоить и как именно вернуть детскую песню. Вот был, например, журнал «Колобок», пользующийся колоссальной популярностью. Внутрь были вложены пластинки с песнями. У нас к каждой новой песне есть не только запись исполнения, но и «минус» – инструментальная фонограмма для исполнения – бери и пой.
– Скажите, и сколько в итоге будет стоить возродить детскую песню?
– Сравнимо с бюджетом одного художественного фильма. Потому что у нас сейчас в закромах столько накопилось материала, настолько всё готово, что просто надо нажать кнопку. Нужна
“Песни цементируют дружбу между детьми и родителями – мост поколений.”
Но у нас в стране пока такой воли и такого человека, как Дисней, нет. Зато у нас… Песни написаны лучшими композиторами и хорошим поэтом (смеётся), записаны лучшими исполнителями (все звезды театра, эстрады и оперы бесплатно постарались для детей), сняты даже видеоклипы, но… Дальше надо выстроить процесс их распространения, популяризации. Но нет в этой сфере хороших организаторов, продюсеров… Хотя однажды мы общались с талантливым продюсером Леонидом Бурлаковым, он раскрутил в своё время «Муми Тролля» и Земфиру. Мы пожаловались на ситуацию – он решил всё серьёзно изучить. Взял все записи новых песен, клипы, даже все статьи и мои интервью в журналах на эту тему. Жалко, что тогда ещё «Промышленник России» не вышел.
– Тогда просто главный редактор другой был…
– В общем, у нас почти как у Руцкого – накопилось 11 чемоданов компромата. Он это изучил и вынес приговор, очень интересный и совершенно неожиданный. Сколько бы я ни думал про его приговор…. В общем, он сказал, что ничего нельзя сделать с детской песней, она погибла. Песни хорошие, нужные и потенциальные хиты, но вся система рухнула, нет инфраструктуры, и все каналы распространения закрыты. Надо заново создавать отдельно детский
– Но за отдельные деньги…
– Нет. Он никаких денег не просил, нет… Вот вы, допустим, берёте взятки или нет?
– Я? Нет, не предлагают…
– Я предлагаю. Значит, вам даю тысячу долларов, чтобы вы меня поместили на обложке. Просто Бурлаков выдал простой рецепт – сказал, что «нужно вам, Юрий Сергеевич, занять определённое общественное положение в стране, чтобы все знали, что есть гуру детской песни. Стать “главным по детству”. Мы вас легко раскрутим – и тогда эти песни начнут везде исполнять. Вам помогут, сами придут и сразу помогут».
И так совпало, что в эти дни и «наверху» стали думать, как помочь детям. Пригласили меня на встречу – я изложил всё про детскую песню. Поняли и приняли концепцию «Возрождения жанра отечественной детской песни» (3 месяца её писал с помощниками). Но, правда, «наверху» быстро передумали. Вместо развития детской культуры и детской песни выделили деньги и создали программу борьбы с детской наркозависимостью и безнадзорностью (что, конечно, тоже важно). И меня позвали включиться, но я отказался, потому что не умею ничего, кроме детской песни.
Я отказался и от продюсерской «раскрутки» – на памяти ещё был «жёсткий пиар» перед концертами в Кремле – 3 месяца информационного марафона, думал, не выдержу.
– Что такое «жёсткий пиар» по отношению к Энтину?
– В 8 утра я приходил на студию и до 9 часов вечера шли интервью. Могли ночью
ПР
Главная тема
- Коррупция в России: кто виноват и что делать
- Ирина Яровая: «Нетерпимость коррупционного поведения должна стать нормой»
- Структура и специфика коррупции в России
- Максим Григорьев: «Я предпочел бы более жёсткие меры»
- Бизнес и антикоррупционная политика: нам по пути!
- Елена Панфилова: «Запрос общества на борьбу с коррупцией растёт»
- Закон Великобритании о взяточничестве в отношении российских компаний
- Кирилл Кабанов: «Коррупция в России – это высокодоходный бизнес»
- Победить коррупцию сообща
-
Бизнес-дневники/Главная тема
Мониторинг
- Бюро Правления РСПП: решение насущных проблем
- Индекс деловой среды в апреле. Спрос в плюсе, личные оценки опять в минусе
- Обзор законодательства март 2012 г.
-
Бизнес-дневники/Мониторинг
Бизнес и общество
- Загранпаспорт Про очаг интеллигентности
- Юрий Энтин: «Прекрасное далёко,
- В России всё-таки есть свои правила
- О коррупции, или Замазать всех
- Проект фонда «Русская Берёза» «Маленький человек в большом городе»
-
Бизнес-дневники/Бизнес и общество
Финансы, рынки, компании
- Нефтехимия – капиталоёмкая
- Максим Иванов: «У индустриальных парков большие перспективы»
- 3D-модель Взгляд в будущее
- Элитная недвижимость в Подмосковье: Дом по вкусу
-
Бизнес-дневники/Финансы, рынки
Отрасль
- Выставочная деятельность: лицом к инвесторам
- Георгий Каламанов: «На выставках формируется имидж компаний»
- Сергей Алексеев: «Мы ещё не научились продвигать свою продукцию на рынок»
- Алексей Микушко: «ВВЦ снова станет интересным»
- Валерий Барулин: «Выставочный бизнес – локомотив движения экономики»
- Владимир Затынайко: «Энергетика – приоритетное направление»
-
Бизнес-дневники/Отрасль