Текущий номер журнала:
Инновационная политика оборонно-промышленного комплекса
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Наукоемкие технологии и производство / Игорь ШИТАРЕВ: «Наши двигатели считаются самыми надежными в мире» /

Игорь ШИТАРЕВ: «Наши двигатели считаются самыми надежными в мире»

Открытое акционерное общество «Моторостроитель» — одно из крупнейших предприятий в области двигателестроения России — производит широкий спектр высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения. Двигатели, изготовленные на предприятии, используются в ракетной технике, гражданской и военной авиации, в энергетике и газовой промышленности. Их отличают высокая надежность в работе, высокий КПД, отличные технические характеристики.
Наш собеседник — генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Игорь ШИТАРЕВ.

ИЗ ДОСЬЕ
Игорь Леонидович ШИТАРЕВ родился в 1939 г. в с. Белоногово Серышевского района Амурской области.
В 1962 г. после окончания Куйбышевского авиационного института был направлен на работу инженером-конструктором на моторостроительный завод имени Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»). На этом крупнейшем в России предприятии авиационно-космического двигателестроения И. Шитарев трудится 45 лет, из них последние 20 лет — в должности генерального директора.
И. Шитарев — доктор технических наук, профессор Самарского аэрокосмического университета, заведующий кафедрой производства двигателей летательных аппаратов, академик Инженерной академии и Академии космонавтики.
Награжден орденами «Знак Почета» и «Дружба», орденом Петра Великого I ­степени.
Игорь Леонидович Шитарев — член Правления РСПП, президент Союза работодателей Самарской области.

 

— Игорь Леонидович, совсем недавно прошли торжественные мероприятия, посвященные 95-летию «Моторостроителя». Как бы вы оценили состояние предприятия, его перспективы на данном конкретном этапе развития?

— Думаю, мы сейчас находимся в состоянии стабильного роста. Продукция «Моторостроителя» востребована на рынке, в последние годы объемы ее выпуска постоянно растут.

Сегодня основные виды нашей продукции — это газотурбинные двигатели для авиации, газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов, блочно-модульных электростанций; жидкостно-реактивные двигатели для космических аппаратов; газотурбинные электростанции и газоперекачивающие агрегаты на основе собственных двигателей.

Причем в части двигателей для отечественной стратегической авиации предприятие является основным производителем в стране.

Различные модификации ракетных двигателей ОАО «Моторостроитель» выпускает не одно десятилетие. В настоящее время, благодаря уникальности конструкции, хорошим эксплуатационным качествам, высокой надежности, двигатели используются во многих программах по исследованию космического пространства. Ракетные двигатели производства ОАО «Моторостроитель» считаются самыми надежными в мире.

Не так давно в истории предприятия был период, когда производство двигателей для космоса было практически прекращено, однако сегодня положение изменилось. Кстати, выступая на торжественном собрании, представитель Федерального космического агентства Николай Якушин сообщил, что скоро Роскосмос на две трети увеличит объемы заказов на изготовление нами двигателей для космических ракет. В ближайшее же время должен быть подписан трехлетний контракт на поставку двигателей для ракет-носителей «Союз».

ИЗ ИСТОРИИ
Самарское открытое акционерное общество «Моторостроитель» ведет свою историю с небольшого московского завода «Гном», основанного в 1912 г. и выпускавшего одноименные моторы мощностью 60 л. с.
В 1923 г. конструктор завода А. Швецов спроектировал первый советский двигатель М-11 для самолетов И-1, У-2, который довольно долго применялся на отечественных самолетах. С тех пор история предприятия отмечена выдающимися техническими достижениями. Среди них — мировые рекорды 20–30-х гг.: перелеты Москва — Пекин (1925 г., мотор М-5), Москва — Нью-Йорк (1929 г., мотор М-17), Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) (1937 г., мотор АМ-34).
В первые месяцы Великой Отечественной войны потребовалось ускорить развертывание производства боевых штурмовиков ИЛ-2. И завод выполнил эту задачу. За первые 10 дней войны завод завершил подготовку мотора АМ-38 к государственным испытаниям. Предприятие в рекордно короткие сроки было эвакуировано в Куйбышев, и моторостроители в нелегких условиях стали наращивать выпуск АМ-38 и осваивать более мощный, форсированный мотор АМ-38Ф для двухместного Ил-2М.
Двигатели, изготовленные на предприятии, поднимали в воздух первые пассажирские турбореактивные и сверхзвуковые лайнеры.
«Моторостроитель» стоял у истоков советской и мировой космонавтики. Сорок лет назад его двигатели вывели в космос ракету первого космонавта Юрия Гагарина. С тех пор все полеты отечественных пилотируемых и грузовых кораблей типа «Восток», «Восход», «Союз» и «Прогресс» осуществляются с помощью двигателей РД-107 и РД-108, выпускаемых в Самаре.
В середине 70-х гг. на предприятии началось серийное производство двигателя НК-12СТ, который стал базовым для целой серии газоперекачивающих агрегатов, получивших высокое признание не только у нас в стране в стране, но и за рубежом.
Еще одной сферой наземного применения продукции завода стала энергетика. Двигатели серии НК адаптированы для работы на автономных электростанциях, предназначенных для тепло- и электроснабжения небольших населенных пунктов.
В 2007 г. многотысячный коллектив ОАО «Моторостроитель» отметил 95-летие предприятия.

— При этом, наверное, можно сказать, что сегодня не менее важным для предприятия является и производство гражданской продукции?

— Да, объемы оборонной и гражданской продукции сегодня вполне сопоставимы. В соответствии с требованиями времени все большую долю в структуре заказов ОАО «Моторостроитель» занимает продукция, разработанная для нужд крупнейших естественных монополий страны — газовой и энергетической. Предприятие является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО «Газпром». Каждый третий привод нагнетателя магистральных газопроводов России произведен нами.

«Моторостроитель» производит широкую гамму двигателей мощностью от 6,3 до 25 МВт. За это время продукция предприятия нашла применение и получила высокое признание не только в России, но и за рубежом. Двигатели, выпускаемые предприятием, успешно работают в Аргентине, Болгарии, Польше и других странах.

Наряду с применением газотурбинных двигателей в составе газоперекачивающих агрегатов, интенсивно развивается направление их использования в качестве приводов энергетических установок. Освоено производство блочно-модульных электростанций различной мощности.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что сегодня труд самарских машиностроителей востребован, а это, я считаю, главное.

— Юбилейные торжества почти совпали по времени с посещением предприятия Председателем Правительства РФ Виктором Зубковым. Нетрудно предположить, что это была не просто экскурсия по цехам завода. Какие вопросы, связанные с деятельностью предприятия, больше всего интересовали главу правительства?

— Экскурсию по заводу тем не менее мы провели. Виктор Зубков посетил заводские цеха, где ему были представлены двигатели для стратегической авиации и космоса, выпускаемые предприятием для оборонной и гражданской промышленности. Кроме того, он ознакомился с системой подготовки кадров для завода. Но, конечно, главным в ходе посещения стало обсуждение задач, стоящих перед нашим предприятием сегодня.

Особое внимание премьер-министр уделил вопросам сотрудничества «Моторостроителя» с одним из ключевых наших партнеров — ОАО «Газпром». Он выразил заинтересованность государства в сохранении и усилении этого партнерства, заявив о необходимости разработки долгосрочной программы взаимодействия между Газпромом и нашим предприятием, заявил о готовности Правительства РФ способствовать развитию этих взаимоотношений.

— Продукцию вашего предприятия всегда отличала инновационность, в ней используются новейшие достижения науки и техники. Поэтому не удивительно, что «Моторостроитель» является постоянным участником крупнейших международных выставок. Какие новинки представило предприятие в последнее время?

— Недавно ОАО «Моторостроитель» принял участие в работе международного авиационно-космического салона «МАКС-2007».

В этом году на стенде были представлены макеты блочно-модульного газоперекачивающего агрегата (ГПА) «Нева-25НК», теплоэлектростанции АТГ-10 и другие разработки.

Хочу отметить, что во время проведения крупнейших международных выставок нередко подписываются конкретные соглашения. В число наиболее масштабных и интересных проектов последнего времени, направленных на освоение космоса, входит создание двигателей для запуска европейских спутников с космодрома Куру. Соответствующий контракт между Федеральным космическим агентством и компанией Ariane Espace был подписан летом этого года в ходе проведения 47-го Международного авиационно-космического салона в предместье Ле-Бурже. Двигатели для ракеты-носителя «Союз-СТ», с помощью которой и будут осуществлены запуски, предстоит изготовить на «Моторостроителе».

Думаю, это вполне закономерно и является еще одним свидетельством того, что наше старейшее и крупнейшее в стране предприятие авиационно-космического двигателестроения неуклонно укрепляет свои лидирующие позиции на рынке продукции как стратегического, так и гражданского назначения.

Беседовал Виктор РОДИОНОВ



Сергей Иванов: «ОПК готов к развитию высоких технологий»
«ОПК вышел из кризиса, завершается период его восстановления и начинается этап интенсивного развития», — подчеркивает Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей ИВАНОВ в интервью, которое он дал «Промышленнику России»
подробнее
Владислав Путилин: «Инновации в ОПК: предпосылки государственно-частного партнерства»
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ — Министр РФ Владислав ПУТИЛИН об основных направлениях дальнейшего реформирования оборонно-промышленного комплекса, об инновационной политике ОПК
подробнее
Валерий Никулин: «Задачи, решение которых мы готовы взять на себя»
О задачах, решение которых готова сегодня взять на себя Комиссия по ОПК ­Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям
подробнее
ММПП «Салют». Концентрация новых идей и возможностей
подробнее
Павел Стороженко: «Нужна система внедрения научных разработок»
«Продукция элементоорганической и специальной химии определяет развитие большинства высокотехнологичных отраслей промышленности, особенно тех, которые обеспечивают национальную и технологическую безопасность России», — считает генеральный директор ГНИИХТЭОС Павел СТОРОЖЕНКО
подробнее
Точное время российской промышленности
Результаты ключевых международных сличений — ­­­предмет особой гордости ФГУП «ВНИИФТРИ». Благодаря институту Россия при­надлежит к мировой метрологической элите и занимает свое полноправное место наряду с Германией, Италией, США и Японией
подробнее
«ВНИИРА-Навигатор». На переднем крае мировой авионики
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» сегодня работает над созданием нового поколения навигационно-посадочной аппаратуры и средств управления полетом, соответствующих всем международным нормам
подробнее
Высокой степени защита
ОАО «НИИСА» на протяжении многих лет занимает одну из лидирующих позиций в российском сегменте систем комплексного наблюдения и управления оперативной обстановкой на суше и на море
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!