Текущий номер журнала:
Новосибирская область. Политика конкурентноспособности.
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Новосибирская область. Власть и бизнес / Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ /

Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ

26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ, реализуемых в Новосибирской области в среднесрочной перспективе.

После совещания за пояснениями мы обратились к губернатору Новосибирской области В. А. Толоконскому. Предлагаем вам запись этого интервью.

ИЗ ДОСЬЕ

Виктор Александрович ТОЛОКОНСКИЙ родился 27 мая 1953 г. в Новосибирске.

Закончил общеэкономический факультет Новосибирского института народного хозяйства и аспирантуру в Новосибирском государственном университете.

С 1978 по 1981 гг. — на преподавательской работе в вузах Новосибирска. С 1981 г. по 1993 г. работал на руководящих должностях в Новосибирском облисполкоме. В 1993 г. стал мэром г. Новосибирска, а в 1996 г. — первым избранным мэром города. Дважды избирался президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, а также был вице-президентом Союза российских городов и членом Совета по вопросам местного самоуправления при Президенте Российской Федерации. В январе 2000 г. был избран главой администрации Новосибирской области.

Перспективы развития

— Виктор Александрович, очевидно, что ваш доклад получил поддержку Председателя Правительства РФ. Новосибирская область поставлена в пример другим регионам России. Как вы можете это прокомментировать?

— Развитие нашего региона, как и всей Сибири, всегда было связано с реализацией стратегических интересов государства и при его активном участии. Это четко проявилось в процессе заселения территории, ее хозяйственном освоении, транспортном и социальном обустройстве, формировании самой структуры экономики.

В отличие от большинства соседних регионов, интенсивное развитие Новосибирской области с самого начала определялось не освоением природных ресурсов, а
уникальным географическим положением на пересечении важнейших транспортных путей. Это способствовало быстрому росту численности населения, концентрации производственных предприятий и инфраструктурных объектов.

В рекордно короткий даже по мировым меркам срок Новосибирск стал городом «миллионником», центром притяжения общественно-политической и деловой активности всей Сибири, а область в целом — регионом с прогрессивной структурой экономики, сильным научно-образовательным и культурным потенциалом, интенсивным сельским хозяйством.

— Что предшествовало таким высоким показателям?

— В первую очередь Новосибирской области было непросто преодолеть системный кризис 90-х годов, поскольку мы не имели крупных добывающих предприятий и производств естественных монополий, а порядка 70 % промышленности составлял оборонный комплекс. Но в то же время у нас было много высокообразованных, квалифицированных специалистов самого разного профиля, которые смогли достаточно быстро адаптироваться к новым условиям рынка. Именно благодаря им в регионе активно создавались предприятия малого и среднего бизнеса, развивались финансовые, торговые, сервисные структуры и формировался имидж Новосибирска как ведущего делового центра Сибири.

Однако общее состояние экономики в конце 90-х годов было достаточно сложным и требовало от органов исполнительной власти принятия серьезных управленческих решений. Усилия были направлены на преодоление системного кризиса, стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение необходимой социальной помощи населению. Большое внимание в этот момент уделялось восстановлению комплексного планирования, созданию нормативной и организационной базы, обеспечивавшей активизацию инвестиционной деятельности, развитие реального сектора экономики, поддержку социальных отраслей.

Настойчивая последовательная работа дала свой положительный результат. Экономика Новосибирской области стала динамично развиваться, темпы роста внутреннего регионального продукта, промышленности, инфраструктурных отраслей увеличились, повысился инвестиционный рейтинг региона, в целом улучшились его позиции в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации. Темпы роста основных социально-экономических показателей в 2000—2006 годах были лучше общероссийских.

Высокую динамику развития имеют большинство отраслей промышленности, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Существенно возросли темпы жилищного строительства. В 2006 году введено почти 1,1 млн. кв. метров жилья, в 2007-м планируется ввести в строй порядка 1,3 млн. кв. метров.

Валовой региональный продукт области в 2006 году по отношению к 1999 году возрос на 90 %. В текущем году — то есть за восемь лет — обеспечим его удвоение. Чтобы поддержать такие темпы развития, мы должны были обеспечить существенный прирост инвестиционных вложений. В 2006 году по отношению к 1999 году объем инвестиций увеличился в три раза.

Устойчивые темпы развития экономики позволили укрепить бюджетную си­стему. Консолидированный бюджет области в 2000 году равнялся 9,5 млрд. рублей, по итогам 2006-го — 51,6 млрд. рублей. Следующая задача — в самое ближайшее время увеличить доходы консолидированного бюджета до 100 млрд. рублей.

— Как вы оцениваете перспективы развития региона?

— Сегодня Новосибирская область находится на таком этапе развития, когда органы власти могут ставить и решать не только текущие задачи, но определять управленческие действия, исходя из среднесрочной и долгосрочной перспективы. У нас разработаны Стратегия развития области и Схема территориального планирования на период до 2025 года. Если стратегия решает задачу выработки долгосрочной программы действий, совершенствования системы управления, обеспечения эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, то схема территориального планирования определяет характер градостроительных решений, позволяющих повысить эффективность использования природного, трудового, интеллектуального и научно-производственного потенциала региона. Эти документы легли в основу всех планово-прогнозных документов области и муниципальных образований, которые одними из первых в стране начали работать в соответствии с законодатель­ством о местном самоуправлении.

Сегодня мы достаточно четко понимаем, на каких стратегических направлениях следует сконцентрировать основные усилия, чтобы не только поддержать высокую динамику развития Новосибирской области, но и добиться нового качества экономического роста и уровня жизни населения.

В перечне задач стратегического характера — повышение конкурентоспособности промышленности, в первую очередь высокотехнологичных ее отраслей, развитие агропромышленного комплекса области и укрепление на его основе сельского образа жизни.

— Как рост экономических показателей повлиял на социальное развитие Новосибирской области?

— Рост бюджета дал возможность увеличить финансирование большинства социальных, инфраструктурных отраслей и сформировать бюджет развития. Существенно снижен размер государственного долга и уменьшены расходы на его обслуживание. Рост собственных доходов бюджета позволил минимизировать объем финансовой помощи из федерального бюджета.

Важнейшим итогом последних лет следует считать изменения в условиях и уровне жизни населения. Высокими темпами растут заработная плата и денежные доходы населения. И хотя эти показатели у нас не самые высокие в Сибирском федеральном округе, темпы их роста опережают другие регионы. Реальная заработная плата в 2006 году по отношению к 1999 году увеличилась в 2,8 раза, а реальные денежные доходы — в 2,3 раза.

С 2000 года вдвое уменьшилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. На протяжении ряда лет мы имеем один из самых низких в стране показателей официальной безработицы. Новосибирская область — один из немногих регионов Сибири, имеющих положительное сальдо миграции. Это важный показатель того, что приезжим в Новосибирской области легче найти работу, дать детям достойное образование, получить квалифицированную медицинскую помощь.

В решении социальных задач нам во многом помогают приоритетные национальные проекты, инициированные Президентом РФ. Область получила серьезные дополнительные материальные и финансовые ресурсы для решения целого ряда проблем в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, сельском хозяйстве. Наша задача — максимально эффективно использовать эти ресурсы и добиться качественных результатов в этих и других секторах.

Современные технологии

— Развитию каких направлений уделяется особое внимание?

— Прежде всего это наука и образование, создание на их базе экономики, основанной на новых знаниях. Главное преимущество Новосибирской области заключается в уникальной даже по мировым масштабам концентрации научно-исследовательских организаций. Новосибирские исследователи находятся на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки.

В Новосибирской области разработаны, в том числе на законодательном уровне, различные механизмы поддержки инноваций, стимулирования предприятий к внедрению современных технологий и освоению конкурентоспособных видов продукции. Уже сегодня 10 % ВРП формируется за счет инновационного производства.

В своих стратегических планах мы определили целый ряд новых управленческих решений, направленных на активизацию научно-технического прогресса, на вовлечение в этот процесс ученых и практиков, на подготовку специалистов совершенно особого качественного уровня.

Кроме того, самое серьезное внимание руководство области уделяет развитию инновационной инфраструктуры. Наиболее крупный проект, призванный соединить интересы науки, образования, производства и бизнеса, — это строительство Технопарка в академгородке и последующих за ним технопарковых зон вокруг ряда университетов и промышленных предприятий.

При разработке концепции Технопарка были максимально учтены все наши конкурентные преимущества, опыт создания новосибирского и мировых научных центров. Проект, который предполагает в ближайшие годы привлечь более 20 млрд. рублей прямых инвестиций, включает не только строительство корпусов самого Технопарка и бизнес-центра, но и жилья, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. В настоящее время определен начальный состав потенциальных резидентов и перечень конкурентоспособных разработок, предлагаемых для реализации.

Совершенно очевидно, что эффективное развитие науки, наукоемких производственных отраслей невозможно без соответствующего кадрового потенциала. Поэтому задачей первостепенной важности является развитие Новосибирского государственного университета, способного стать кузницей кадров не только для нашего Технопарка, но и для всей России, для стран ближнего и дальнего зарубежья. Чрезвычайно актуальным является вопрос о строительстве нового учебного корпуса и новых современных общежитий для этого учебного заведения.

Реализация проекта Технопарка окажет самое положительное влияние на самые разные стороны жизни академгородка, в целом города и области. Мы надеемся, что это привлечет в наш регион талантливую, целеустремленную молодежь, которая ориентирована на получение самого лучшего образования, на работу по наиболее перспективным профессиям, на обустрой­ство и создание здесь семей.

Вторым важнейшим стратегическим направлением является развитие транспортного комплекса. Так исторически сложилось, что Новосибирск и Новосибирская область являются основным транспортно-распределительным узлом в Западной Сибири. Определяя задачу развития транспортного комплекса, мы ориентируемся на потребности не только нашего региона, но и соседних территорий.

В перспективе развитие новосибирского транспортного узла прямо связано с интеграцией транспортной сети России в си­стему международных перевозок: транзита между Европой и Юго-Восточной Азией, выходом на Казахстан, среднеазиатские государства и западный Китай.

Мы располагаем большой сетью железных и автомобильных дорог, водных путей, крупнейшим авиационным центром. На территории, захватывающей крупные промышленные центры соседних с Новосибирском регионов, проживает порядка 10 млн. человек, и здесь концентрируются мощные транзитные транспортные потоки. Транспорт формирует сегодня почти 12 % внутреннего регионального продукта области.

В настоящее время завершается разработка обновленной программы развития областной дорожно-транспортной инфраструктуры, предусматривающей и государственные, и частные инвестиции. Среди приоритетов — расширение международных авиалиний и железнодорожного сообщения, создание современных логистических грузовых терминалов и, конечно, развитие аэропорта «Толмачево». Аэропорт связывает воздушными линиями 80 городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Его услугами пользуются 85 авиакомпаний мира. Сейчас идут масштабная реконструкция всего аэропортового комплекса, строительство второй взлетно-посадочной полосы. Это позволит создать в Толмачево многопрофильный авиационно-транспортный узел мирового класса, способный стать мощным центром деловой активности, ежегодно обслуживать более 5 млн. пассажиров и обрабатывать 300 тыс. тонн грузов.

Серьезные решения приняты по развитию дорожного хозяйства. В нынешнем году впервые очень существенно возросло его финансирование — до 8 млрд. рублей. В следующем году направим в эту отрасль более 10 млрд. В планах ближайших лет — завершение первой очереди Северного обхода Новосибирска. В ближайшей перспективе — сооружение скоростной транспортной магистрали между Новосибирском, академгородком и поселком Кольцово, работа по увеличению пропускной способности дорог для транзитного транспорта с южного направления, возведение третьего моста через Обь.

Нет сомнения, что, последовательно формируя на территории области крупный дорожно-транспортный узел, совершенствуя все виды транспортных услуг, мы не только увеличиваем инвестиционную привлекательность региона, но и создаем дополнительные возможности для более активных межрегиональных и международных контактов и постепенной интеграции Сибири в мировые хозяйственные процессы.

Хотел бы также отметить, что многие позитивные изменения, которые произошли в Новосибирской области за эти годы, в значительной степени связаны с инициативой и активным трудом жителей Новосибирской области, согласованной деятельностью органов власти и общественности. Именно такая совместная работа способствует дальнейшему устойчивому развитию Новосибирской области, увеличению ее вклада в социально-экономическое развитие всей России.

Из выступления Председателя Правительства Российской Федерации Фрадкова М. Е.

Новосибирская область — крупный научный, образовательный, культурный центр Сибири, один из крупнейших индустриальных регионов нашей страны, характеризующийся устойчивым экономическим ростом. Здесь сосредоточены те конкурентные преимущества, которые дадут возможность России развиваться. В Новосибирской области развито машиностроение, металлообработка, атомная промышленность, планируется создание научно-технологического парка.

Я думаю, что ни у кого не возникает сомнений, что нужно поддерживать то, что делается в области. Это в интересах и самого региона, и в интересах страны в целом…

Новосибирская область могла бы стать примером для ряда других регионов России с точки зрения решения вопросов, связанных с развитием экономики.

Из выступления Первого заместителя Председателя Правительства Россий­ской Федерации Медведева Д. А.

Новосибирский академгородок дей­ствительно является одним из крупнейших научных центров в стране, но при его посещении у меня сложилось двойственное ощущение: с одной стороны, понимаешь, какие научные силы здесь сконцентрированы, а с другой стороны, очевидно, что без инвестиций как в научную, так и в образовательную составляющую нам Новосибирскую область не поддержать.



Бизнес и регионы: работа в тандеме или встреча на перекрестке?
Благополучие России как федеративного государства предполагает высокий уровень жизни во всех ее субъектах, обеспечить который может эффективная социально-экономическая политика, проводимая центром и региональными властями. Финансовое обеспечение ее реализации в современных...
подробнее
Площадка для выработки отраслевых стратегий
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей. Об основных...
подробнее
Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ
26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ,...
подробнее
Модернизация экономики и инвестиционная политика
В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала...
подробнее
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!