Текущий номер журнала:
Приоритеты экономики: диверсификация промышленности
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Инструменты бизнеса / CALS — стратегия успеха, проект национального масштаба /

CALS — стратегия успеха, проект национального масштаба

В последние годы Россия встала на путь активного экономического развития. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет наша страна способна внедрить шесть-семь макротехнологий и совершить мощный экономический рывок. Среди этих технологий ведущая роль принадлежит CALS-технологиям (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Способны ли они содействовать российскому «экономическому чуду», помочь прорыву нашей страны на мировой рынок высоких технологий? На этот и другие вопросы отвечает советник Президента РФ по вопросам военно-технической политики и развитию оборонно-промышленного комплекса Александр БУРУТИН. (На момент подписания номера в печать кандидатура Александра Бурутина была предложена первым вице-премьером Сергеем Ивановым на совещании у Президента РФ на должность руководителя только что созданного в соответствии с указом Президента РФ открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация»). 

– Александр Германович, как известно, «оборонка» очень медленно выходит из системного кризиса. Одна из многих причин состоит в том, что ОПК так и не получил современной системы управления, способной обеспечить его эффективную работу и инвестиционную привлекательность. Как в связи с этим вы оцениваете стратегические возможности внедрения CALS-технологий? Могут ли они стать столбовой дорогой развития для всей экономики страны?

— Действительно, выход «оборонки» из кризиса, формирование новой системы управления идут медленнее, чем хотелось бы. Но этот процесс набирает обороты.

В целом, специфика оборонного комплекса требует такого управления, которое при любых вариантах обеспечит приоритетное и максимально полное решение вопросов обороноспособности государства. Эта специфика определяется прежде всего особой ролью государства — заказчика продукции ОПК, повышенной значимостью данного сектора для государства, высокой степенью концентрации в оборонном производстве научно-технического потенциала, законодательными ограничениями на сбыт готовой продукции, директивным формированием ее стоимости, производимой в рамках оборонного заказа.

Существующие профильные органы государственного управления (Минпром­энерго России, Минэкономразвития России, Росатом, Роспром, Роскосмос, Росимущество) сегодня, к сожалению, не отвечают непосредственно за сроки создания, производство и качество вооружения и военной техники, лишены четких полномочий для реализации задач по выпуску продукции в интересах обеспечения обороноспособности государства.

Для исправления сложившейся ситуации первым практическим шагом стало принятое Президентом РФ решение о создании органа, обеспечивающего координацию деятельности всех структур, участвующих в процессе выработки и реализации военно-технической политики государства, — постоянно действующего аппарата Военно-промышленной комиссии при Правитель­стве Российской Федерации.

Конечно, оборонному комплексу необходимо управление, которое при любых условиях обеспечит решение задач обороноспособности государства. Специфика этой задачи определяется, в том числе, и высокой концентрацией в оборонном производстве научно-технического потенциала. Особая роль в его организации и успешном использовании принадлежит CALS-технологиям. Их внедрение и широкое использование — обязательное условие развития отечественной промышленности и важнейшее требование промышленной политики. Это условие стабильного роста российской экономики, удвоения валового внутреннего продукта, вхождения страны в мировой интеграционный процесс.

Замечу, что CALS-технологии — это не только непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта, не просто система управления ресурсами предприятия, это передовая промышленная культура, которая превращает холдинги, систему управления отраслью, национальные проекты, всю экономику страны в единый высокоорганизованный механизм. Поэтому программа по внедрению CALS-технологий в нашей стране приобрела важное государственное значение. Она вошла в список приоритетных задач российской экономики и стала национальным проектом.

Отличительной чертой CALS-стратегии является объединение технологий в единое информационное пространство и стандартизация. Это значит, что для продвижения нашей экономики по пути эффективного развития необходима скорейшая унификация российских стандартов с наиболее распространенными мировыми.

Причем важно понять, что CALS — это такая стратегия управления, которая позволяет коренным образом изменить структуру экономики за счет инновационных методов развития. Благодаря внедрению CALS-стратегии на всех уровнях управления производством Россия сможет качественно перестроить свою промышленность согласно жестким требованиям рынка, обеспечить заслуженное место среди сильных и развитых государств мира. Особенно это касается наукоемких производств, где наша страна всегда была в числе лидеров.

— Потенциал российского оборонно-промышленного комплекса хорошо известен. Он производит оружие четвертого поколения и разрабатывает вооружение пятого. Вместе с тем, около половины предприятий хронически убыточны, неконкурентоспособны. Много брака в выпускаемой продукции. Нередко отсутствуют международные сертификаты качества. Как решаются эти проблемы?

— Финансовое и экономическое положение подавляющего большинства предприятий и организаций ОПК остается очень сложным. Несмотря на то, что государственный оборонный заказ в последние годы вырос более чем в два раза, предприятия ОПК развиваются в основном на базе собственных ресурсов, что не соответствует ни потребностям обороны, ни задаче становления высокотехнологичного бизнеса. А что мы хотим, если физический износ и моральное старение оборудования на многих предприятиях достигли 80%? Процесс старения основных промышленно-производственных фондов опережает процессы их обновления и прироста.

И надо признать, что в этой ситуации некоторые руководители заводов не понимают преимуществ СALS-технологий. Не представляют даже приблизительных объемов экономии, жалеют средства на их внедрение. А результаты плачевны. По данным Военного регистра, за последние несколько лет возросло число рекламаций на продукцию российских оборонных предприятий. Обнажилась одна из старых проблем российского ОПК — отсутствие эффективной системы контроля качества продукции. В западных странах контроль качества вооружения стоит не более 15% от их себестоимости. В России этот показатель пока достигает 40%. Причина тому — отсутствие современных технологий. По мнению экспертов, внедрение системы CALS может повысить качество продукции не менее чем на 80%. Мешает этому невысокая компьютеризация предприятий, нехватка квалифицированных специалистов.

Эффект от реализации CALS-стратегии достигается также за счет снижения стоимости всех видов документации, сокращения сроков разработки и постановки изделий на вооружение, повышения боеготовности образцов вооружения и военной техники за счет увеличения их надежности, контролепригодности, восстанавливаемости, долговечности и будет зависеть от того, насколько последовательно и квалифицированно выполняются основные принципы CALS-стратегии в нормативной базе и повседневной деятельности организаций Мин­обороны РФ и промышленности.

Изучение и организация использования методологических и технологических средств, получивших обобщенное наименование CALS - технологии, для обеспечения нужд обороны и безопасности Российской Федерации является крайне актуальной. При этом основной проблемой является не разработка самих технологий, как в некоторых случаях понимается, а разработка методологии и мероприятий по их использованию в интересах повышения боеготовности, снижения стоимости создания и содержания образцов вооружения и военной техники.

Существует обширная база нормативных документов зарубежных армий, в первую очередь США и Великобритании, аккумулирующая опыт этих стран и определяющая порядок использования CALS-технологий в системе военных заказов и эксплуатации вооружения и военной техники. Российским специалистам необходимо самым внимательным образом изучить этот опыт и сформировать отечественную нормативную базу и мероприятия в этой области.

— По оценкам экспертов, ряд предприятий не способен готовить высококвалифицированные кадры. Во многом этому способствовала утечка лучших специалистов и разрушение системы профессионального технического образования. Современные технологии даже выпускники вузов не всегда способны освоить. Именно эти вопросы Президент РФ заострил на одном из недавних совещаний по проблемам ОПК. Какие принимаются меры?

— В предыдущие годы вопросам подготовки, сохранения и развития кадрового потенциала для предприятий ОПК уделялось недостаточно внимания. В результате мы столкнулись с серьезными проблемами нехватки кадров на всех уровнях: от рабочего до директора. Снижение численности квалифицированного персонала на предприятиях ОПК достигает 7% в год. При этом число работников предпенсионного и даже пенсионного возраста растет. Средний возраст работающих в отечественном ОПК составил более 55 лет. Вызывает особую тревогу отток молодых специалистов из организаций ОПК.

У большинства организаций ОПК недостаточно средств для финансирования подготовки и повышения квалификации кадров, а без этого рассчитывать на подпитку хорошо подготовленными молодыми специалистами не приходится. Все это вызывает необходимость государственного регулирования кадровых вопросов в оборонных отраслях промышленности.

Поэтому в ноябре 2006 года кадровые вопросы оборонных предприятий были рассмотрены на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве Россий­ской Федерации. По результатам совещания подготовлено постановление Правитель­ства Российской Федерации, в котором определены плановые задания по подготовке научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций ОПК на 2007—2010 годы. Около 24 тыс. специалистов различного уровня будут подготовлены для ОПК только в 2007 году. Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации принимаются меры по восстановлению системы профессионально-технического образования.

Однако это только часть мер по решению кадровых проблем. Необходимо создать такие условия, чтобы эти специалисты пополнили ряды работников отечественного ОПК. В условиях рыночной экономики решение кадровых вопросов определяется не только наличием рабочих мест и количеством подготавливаемых специалистов, но и применением различного рода стимулов, определяющих масштабы и соотношение спроса и предложений труда.

Конечно, быстрых результатов от комплекса намеченных мер ждать не приходится. Кроме того, качество научных и производственных специалистов оставляет желать лучшего. Причем даже этот персонал порой занят неполную рабочую неделю. При высоких квалификационных требованиях низкой остается зарплата. Она почти на треть меньше, чем в среднем по промышленности.

В результате продолжаются спад уровня научно-технических разработок, сокращение объемов испытаний, а также нарушения технологической дисциплины. Для внедрения CALS-решений на некоторых фирмах требуется предварительное проведение реинжиниринга бизнес-процессов. Словом, рынок CALS-продуктов и услуг в России находится в стадии становления. Правда, в последние годы он развивается более интенсивно. Объем продаж СALS-технологий уже достиг нескольких миллиардов рублей в год. Увеличиваются и затраты на внедрение современных систем управления производством, в первую очередь в недавно созданных холдингах.

— Известно, что процесс образования холдингов в ОПК без использования CALS-технологий неэффективен. Еще к началу 2004 года планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур. Однако на сегодня их немногим более десятка. Это связано с проблемами внедрения CALS-технологий или есть другие причины?

— В начале 2000-х годов в целях устранения возникших экономических проблем в ОПК была подготовлена федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002—2006 годы)». Не вызывает сомнений, что диверсифицированные интегрированные структуры должны в перспективе стать основой реформирования оборонной промышленности, однако до настоящего времени, несмотря на предпринятые шаги, не удалось полностью отработать их оптимальную модель.

К сожалению, сегодня мы можем констатировать, что результаты выполнения указанной федеральной целевой программы крайне неудовлетворительны. К началу 2004 года планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур. Однако на сегодняшний день их создано только 11. При этом в полном объеме функционируют только две структуры — ОАО «Концерн «Алмаз-Антей» и ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». К слову, рост объема производства последней с момента ее создания составил порядка 80%.

Низкие темпы реформирования и развития ОПК в значительной степени объясняются тем, что до настоящего времени не решена проблема разработки и принятия достаточной нормативно-правовой базы с учетом проводимых структурных преобразований, обеспечивающих эффективную деятельность государства как собственника в части распределения получаемой прибыли, доверительного управления акциями, находящимися в федеральной собственности, создания условий, направленных на повышение эффективности функционирования отдельных организаций.

Законодательного решения требует вопрос перераспределения бюджетных платежей предприятий, входящих в интегрированные структуры, и связанное с этим возможное уменьшение доходной части региональных и местных бюджетов. Для сохранения уровня налоговых платежей в местные бюджеты необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс и другие дей­ствующие нормативные акты.

Не решены вопросы достижения разумного баланса между стратегически и экономически целесообразной концентрацией производства в ОПК и развитием конкурентной среды с соблюдением при этом норм антимонопольного законодательства.

Нет сомнений, что диверсифицированные интегрированные структуры должны стать основой реформирования оборонной промышленности, но пока не удалось отработать оптимальную модель построения этих структур. Возможно, что при более детальном изучении этого вопроса, а также зарубежного опыта на помощь придут именно CALS-технологии.

— Так что же происходит с CALS-технологиями в России? Крупный бизнес идет рука об руку с государством и координирующими организациями или все дей­ствуют как лебедь, рак и щука?

— Внедрением CALS-стратегии в нашей стране заняты государственные структуры и представители крупного бизнеса. Еще в 2002 году по инициативе президента Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадия Ивановича Вольского была образована Международная ассоциация по проблемам CALS (МАСС). Она и по сей день занимается координацией развития CALS-технологий в наукоемком производстве, в реальном секторе экономики в России и странах СНГ. Сегодня Ассоциация насчитывает свыше 120 членов. В ее составе — крупнейшие промышленные предприятия, разработчики информационных технологий и поставщики услуг.

Особая роль в CALS-стратегии принадлежит государству. Осознание CALS-стратегии как основы государственной промышленной политики дает реальные возможности управлять процессами реструктуризации производства, реформой промышленного развития. А иначе и быть не может. Для многих ключевых отраслей российской промышленности, например, таких, как авиастроение и судостроение, CALS-технологии являются одним из главных условий выхода на новые мировые рынки, интеграции в мировую экономику. Сегодня каждый полноценный продукт должен иметь электронную документацию на основе единых международных стандартов.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что без государственной поддер­жки широкое внедрение CALS-технологий невозможно. Для реализации CALS-стратегии нужна развитая научно-техническая инфраструктура: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды и, конечно, грамотные специалисты.

Правительством России в рамках стратегии внедрения CALS-технологий в марте прошлого года была одобрена программа создания технопарков. В ближайшее время намечено организовать семь таких комплексов. Из госбюджета нынешнего года на первый этап программы предусмотрено 2 млрд. рублей. Кроме этого, недавно принят закон о налоговых льготах для компаний, занимающихся производством и экспортом информационных технологий. Это еще раз доказывает национальную значимость проекта по формированию современной инфраструктуры информационного сектора экономики. Не обойтись и без сильной правовой базы. Государственная поддержка необходима в определении правового статуса интеллектуальной собственности.

Но самое главное, есть надежда, что развитие CALS-технологий поможет наладить государственно-частное партнерство, основанное на принципиально новых, равноправных и прозрачных отношениях между бизнесом и государством. Успех внедрения CALS и в конечном итоге выход россий­ской экономики на качественно новый уровень зависят от того, насколько слаженно государство и бизнес будут координировать свою деятельность. Словом, есть все основания полагать, что Россия в ближайшем будущем вновь станет крупнейшим экспортером интеллектуального продукта.

— Кстати, недавний визит нашей делегации в Индию еще раз продемонстрировал потенциальные возможности отечественной «оборонки» по экспорту высоких технологий…

— Да, CALS-технологии активно внедряются в оборонно-промышленном комплексе. К программе по их внедрению одним из первых присоединился российский авиапром — ОАО «АХК «Сухой», ФГУП ММПП «Салют», РСК «МиГ» и другие.

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» определена базовым предприятием по внедрению CALS-технологий. Многие технические и схемные решения будут опробованы на «МиГе» и рекомендованы для использования на других авиастроительных предприятиях.

Основные цели CALS-технологий — эффективное управление жизненным циклом изделий, снижение издержек на всех этапах, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, эксплуатацию, модернизацию и сервис.

Примечательно, что в России CALS-стратегия внедряется с учетом специфики промышленных производств, накопленного научно-технического потенциала и технологического ресурса «оборонки». Часть решений планируется закупать за рубежом. В их реализации максимально будут задействованы российские специалисты. Развивается и сотрудничество с предприятиями Республики Беларусь в рамках ее государственной научно-технической программы «CALS-технологии» на 2005—2007 годы. В целом же, в дальнем и ближнем зарубежье хорошо понимают, что CALS-технологии — это высокий уровень военной и прежде всего промышленной безопасности.

Только оснащение предприятий современными средствами автоматизации проектирования и производства еще ничего не гарантирует. Представление в электронной форме документации на плохо спроектированный, нетехнологичный, дорогой в эксплуатации образец не решает фундаментальных проблем создания системы вооружения и технического обеспечения войск. Поэтому переход на безбумажные технологии проектирования и производства изделий не является самоцелью, и он не даст ожидаемого эффекта, если не будет подкреплен целенаправленной деятельностью по максимальному использованию возможностей новых технологий на всех этапах жизненного цикла образцов вооружения и военной техники и в первую очередь на этапе их проектирования.

Одна из важнейших составляющих деятельности в этом направлении — организация представления в цифровой форме всех видов информации об образцах вооружения и военной техники, силах и средствах технического обеспечения. Правила представления информации в цифровой форме должны регламентироваться утвержденной системой стандартов.

Внедрение CALS-технологий в отечественной промышленности — это путь, который дает России возможность перейти от экономики, основанной на экспорте сырьевых ресурсов, к экономике, базирующейся на высоких технологиях, что позволит нашей стране уже в ближайшие годы стать на равных с передовыми экономическими державами. Применение CALS-технологий — это реальный шанс поднять отечественную науку и производство наукоемкой продукции.

— Известно, что CALS-инициативы оказали позитивное влияние на военную промышленность США. После этого они быстро распространились в экономике страны, а затем в Японии и Западной Европе. Применяются ли у нас CALS-технологии для производства продукции гражданского назначения?

— В России CALS-технологии ориентированы не только на ВПК. Они отлично работают и в гражданской сфере. Например, внедренная в 2004 году на российских железных дорогах АСУ уже экономит отрасли несколько сотен миллионов рублей в год: за счет четко налаженной работы системы управления сокращаются сроки простоя вагонов, снижаются сроки доставки грузов, уменьшаются убытки от потери грузов.

Руководство РСК «МиГ» также планирует применять CALS-технологии при реализации программы серийного выпуска пассажирского самолета Ту-334. На основе CALS-технологий ОАО «АКХ «Сухой» с участием Boeing ведет разработку гражданского регионального самолета Super Jet-100. Система CALS внедряется в ­АНТК им. А. Н. Туполева, на НПО «Сатурн», ФГУП ММПП «Салют» и на других крупнейших российских предприятиях.

Популярность CALS-стратегии среди флагманов отечественной промышленности понятна. Эта стратегия весьма положительно влияет на основные показатели производства. Время проектирования наукоемкой продукции сокращается на 50—70%. Существенно повышаются показатели качества. До минимума сокращаются ошибки в процессе организации поставок продукции. Переход на стандарты CALS может решить и проблему борьбы с контрафактом. Эта продукция не отличается высоким качеством, и отсутствие CALS-сертификата позволит легко разоблачать мошенников.

В настоящее время в мировой экономике идут процессы интеграции и глобализации. Компании кооперируются, чтобы вместе выполнять сложные проекты или выводить на мировой рынок новые продукты. Этот сложный организм, связанный общими информационными и бизнес-процессами, должен жить по единым правилам в едином информационном пространстве, позволяющем непосредственно использовать данные в электронной форме, поступившие от партнеров, и передавать в свою очередь результаты своей работы. Это требование должно реализовываться и в отечественной промышленности при производстве продукции гражданского назначения.

— Нет сомнений, что CALS-стратегия — это технология экономического прогресса. И систематизация знаний в области CALS-технологий приобретает важнейшее значение. Какие меры принимаются для популяризации CALS-технологий в нашей стране?

— Впервые в России в рамках программы CALS-стратегии в 2007—2008 годах реализуется проект национального масштаба — издание Международной промышленной энциклопедии CALS. Кстати, инициатором проекта и первым председателем Международного совета энциклопедии был первый президент РСПП Аркадий Иванович Вольский.

Эта энциклопедия призвана сыграть основополагающую роль в информировании государственных, региональных и производственных структур Российской Федерации о приоритетах государственной промышленной политики, накопленном опыте, современных технологиях оборонно-промышленного комплекса. Материалы энциклопедии станут для российской промышленности хорошей профессионально-методической базой, мощным инструментом для продвижения CALS-технологий в России.

Изданием энциклопедии руководит Международная ассоциация по проблемам CALS при поддержке Правительства России, Администрации Президента Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Международного конгресса промышленников и предпринимателей, государственных структур Российской Федерации, крупных промышленных корпораций, предприятий реального сектора экономики и оборонно-промышленного комплекса.

Проект энциклопедии разработан на основе понимания CALS как единой стратегии государственных органов и промышленности, направленной на совершенствование существующих процессов в промышленности путем их преобразования в информационно-интегрированную систему управления жизненным циклом продукции.

В настоящее время завершается формирование руководящих органов: президиума и редакционно-издательского совета энциклопедии. Для работы над ней создано более 20 авторских коллективов. Энциклопедию планируется распространять среди руководителей государственных структур, организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, научных институтов и высших учебных заведений, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.



15-летие взаимодействия бизнеса и власти
7 февраля состоялась юбилейная конференция Российского союза промышленников и предпринимателей «Взаимодействие бизнеса и власти. 1991 - 2006 гг.». Это мероприятие было приурочено к 15-летию РСПП. На конференции обсуждались итоги сотрудничества...
подробнее
Промышленности стройматериалов нужна программа развития
Состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. В нем приняли участие первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев и директор Департамента РСПП по взаимодействию...
подробнее
IV Красноярский экономический форум — площадка для обсуждения индустриальной основы развития России
16-17 февраля в Красноярске прошел IV Экономический форум ­«Индустриальная основа развития ­России». В этом году форум собрал еще более представительный состав участников, чем в прошлые годы.
подробнее
Россия на пороге новой индустриализации
Основной вывод IV Красноярского экономического форума: индустриальный рост и реализация крупных инвестиционных промышленных проектов в регионах, в первую очередь восточных, являются сегодня основными условиями экономического развития России.
подробнее
Конкурентоспособность региона — задача всего общества
9 февраля 2007 г. в п. Завидово Тверской области состоялось открытое выездное собрание Тверского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) с участием Некоммерческого партнерства «Ассоциация тверских землячеств», представителей областной администрации, Государственной...
подробнее
Сложение усилий умножает результат
Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга — крупнейшая общественная организация города. На сегодняшний день в Союзе представлены практически все отрасли экономики города, включая промышленность, транспорт, связь, строительство, торговлю, финансово-кредитную сферу и т.д....
подробнее
ФК «Открытие» расширяет сферу деятельности
«За последние 15 лет наша страна проделала огромный путь. Речь идет не только о коренных изменениях в экономике, но прежде всего в психологии людей. К руководству бизнесом приходят специалисты новой...
подробнее
Мы нужны государству… даже когда оно об этом не помнит
Пермский завод им. С. М. Кирова, основанный еще в 1934 г., давно известен в России и мире как производитель различных видов порохов, зарядов твердого топлива к двигателям и газогенераторам ракет,...
подробнее
Ремпутьмаш. Более 100 лет на дорогах России. Социальный портрет завода
подробнее
Феномен «потенциальной ямы» и его роль в жизни социума
В жизни практически каждого члена социума, внезапно или постепенно, возникает ситуация, когда от него перестает что-либо зависеть. Он все также работает или учится, воспитывает детей или играет в гольф, но,...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!